В июле 2017 года
принят Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в
сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного
участка к определенной категории земель» (далее – Закон). Региональный орган
исполнительной власти, уполномоченный в области лесных отношений, приводит
лесной реестр в соответствие со сведениями реестра недвижимости
до 1 января 2023 года. Только в Ульяновской области насчитывается
более двух тысяч участков, территории которых относятся к землям лесного фонда.
Введение
закона о «лесной амнистии» направлено на обеспечение защиты бытовой
недвижимости населения (дома, сады, огороды), которая оказалась в лесном фонде
из-за неурегулированных вопросов при формировании различных реестров. В этом
случае собственник на законных основаниях может владеть земельным участком,
даже если он пересекает границы лесного фонда.
Закон о лесной
амнистии предусматривает следующие возможности для собственников,
появившиеся в результате принятия закона о «лесной амнистии».
Во-первых, владельцы земельных участков, попадающих
под «амнистию», имеют возможность произвести определение местоположения границ
земельных участков, путем изменения границы лесных участков, тем самым
закрепить границы своих земельных участков. В рамках «лесной амнистии»
кадастровый учет земельного участка под садоводство, огородничество,
дачное или личное подсобное хозяйство не требует согласования той части
границ участка, которая расположена в лесу. Но это правило действует лишь
в отношении участков, предоставленных до 8 августа 2008 года (либо
позже из них образованных). При подготовке межевого плана кадастровый
инженер делает пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».
Во-вторых, значительно облегчен процесс перевода
земель в иную категорию. Так, например, если в лесном реестре участок относится
к территории лесного фонда, а в данных ЕГРН учтен с другой категорией и
используется под садоводство, огородничество, дачное или личное подсобное
хозяйство, верными будут
данные, предоставленные ЕГРН.
Отмечаем, что Закон
можно применить, если права на участок у собственника возникли до 1 января 2016
года.
Однако, кадастровому
учету может препятствовать принадлежность земельного участка к тому или иному
виду земель, таких как:
1. Земли, расположенные на особо охраняемых природных
территориях и территориях объектов культурного наследия;
2. Земли промышленности, энергетики, связи, теле- и
радиовещания, информатики, транспорта, земли космической деятельности, обороны,
безопасности и прочие земли специального назначения при отсутствии объектов
недвижимости, на которые зарегистрированы права;
3.
Земли сельскохозяйственного
назначения, оборот которых регламентируется законом от 24 июля 2002 года №
101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Если сведения ЕГРН о принадлежности участка к землям
определенной категории противоречат документам, имеющимся в распоряжении собственника,
он вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением на отнесение его
участка к указанной в его документах категории. Немаловажно, что документы
правообладателем должны быть получены до вступления Закона в силу. Если до
этого участок уже был переведен в другую категорию, это правило неприменимо.
В случае если категория участка
не указана ни в реестре недвижимости, ни в правоустанавливающем документе, то
решение об отнесении земельного участка к той или иной категории принимает также
орган местного самоуправления.
Стоит отметить, что принятие Закона также направлено
на решение проблем граждан, проживающих на территориях бывших лесных поселков и
военных городков, которые расположены в лесном фонде. Зачастую эти поселки и
городки оставались «не замеченными» властями и не были включены в различные
программы развития. В таком случае, закон о «лесной амнистии» обязывает местные
и региональные власти заняться этими землями, присвоить им статус населенных
пунктов и обеспечить развитую инфраструктуру.
Кроме того, закон
о «лесной амнистии» позволяет сохранить леса. Чтобы компенсировать лесные
насаждения участков, исключенных из лесного реестра, определяются территории
для лесовосстановления или лесоразведения. И региональная власть должна
заниматься этим в приоритетном порядке. В целях исключения спорных
ситуаций с лесом в будущем схема расположения участка, образуемого
из государственных или муниципальных земель, подлежит согласованию с
региональным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных
отношений.
По итогам работы уже к началу декабря 2018 года на
территории Ульяновской области закон о «лесной амнистии» применялся 53 раза, из
которых 27 обращений (51%) получены от правообладателей земельных участков, в
остальных случаях (49%) инициатором выступил Росреестр. С момента вступления
закона, в границы населенных пунктов нашего региона включены 9,17 тыс. кв.м.
земли, а в территории сельскохозяйственного назначения – 4,33 тыс.кв.м.
Информация
предоставлена
Филиалом
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области