Сегодня бумажные деньги уступают безналичным расчетам, однако полностью
отказаться от «налички» невозможно. Удобный способ получить купюры –
воспользоваться банкоматом. Однако, как и с любой техникой, с ним могут
возникнуть неполадки: деньги списаны со счета, но банкомат их не «отдал» или
наоборот-взял наличные, но не зачислил их на счет. Что делать, в случае
технического сбоя рассказывает Ольга Дайнеко, эксперт Центра финансовой
грамотности НИФИ Минфина России.
Если деньги остались в банкомате, они никуда не
пропадут, поэтому не нужно паниковать. Сначала необходимо забрать чек об
операции, если это невозможно (неисправный банкомат может не выдать чек)
проверить справку об операции в мобильном банковском приложении, нужно
запомнить (записать) время совершения банковской операции,
адрес банкомата и его номер (обычно он расположен на лицевой стороне или сбоку
устройства), сфотографировать экран
банкомата, если на нем появилась информация об ошибке.
Далее-связаться по тел. горячей линии (указан на банкомате или на обороте
карты) и сообщить о произошедшем, попросить зарегистрировать заявку на возврат
«съеденных» банкоматом денег. В момент звонка не нужно отходить от
банкомата, чтобы иметь максимально точно описать ситуацию (о местоположении и
данных банкомата), времени транзакции. Пин-код или другую конфиденциальную информацию
оператор банка спрашивать не вправе, помните об этом.
Если банкомат в помещении банка, нужно сразу обратиться к специалисту операционного
зала.
В любом случае в течение суток необходимо очное посещение банка с паспортом
для подачи заявления на возврат средств. В заявлении нужно изложить
обстоятельства случившегося, в том числе-время и место совершения операции,
номер карты, наличие/отсутствие чека или справки об операции из приложения или
онлайн-банка, сумму операции, свои контактные данные. Второй экземпляр
заявления с отметкой финансовой организации о его принятии нужно забрать себе. Финансовая организация проведет инкассацию,
проверит техническое состояние и программное обеспечение банкомата, при
необходимости- записи с видеокамер.
В большинстве случаев вопрос решается в срок от нескольких дней до пары
недель с даты подачи заявления, однако в ряде случаев ожидание может по разным
причинам затянуться до 30 дней (до 60 дней при трансграничных операциях). Если деньги «съел» банкомат
стороннего банка, с заявлением о возврате средств нужно обращаться в «родной» банк
(где была выдана карта).
Причиной сбоя могут быть: технический сбой или, например, прием купюр с
дефектами (мятых, рваных, со скрепками/скотчем/резинкой).
Чтобы минимизировать подобные риски, лучше придерживаться определенных
правил:
- перед тем, как вносить деньги, проверьте нет ли мятых, рваных, слипшихся
купюр, не забудьте снять скрепки/зажимы/резинку;
- не вносите много купюр за раз (не более 30-40) и не запрашивайте выдачу
крупной суммы за один раз, поделите ее на части или получайте через кассу в отделениях своего
банка.;
- в холодное время используйте банкоматы, находящиеся в тепле (в
помещениях), так меньше риск нарваться на сбой оборудования;
- после получения денег
пересчитывайте купюры, не отходя от банкомата (перед видеокамерой устройства).
Если банк отказался вернуть деньги или затягивает с ответом- у клиента
есть право жаловаться на неправомерные действия финансовой организации в Банк
России, а также право обратиться за решением этой ситуации к
финансовому уполномоченному. А далее (при необходимости) отстаивать свою
правоту в суде.