С 1 мая 2014 г. организации и предприниматели не должны сообщать в ПФР и ФСС об открытии и закрытии счета

Федеральный закон от 02.04.2014 N 59-ФЗ

 

Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые плательщиками взносов, с 1 мая 2014 г. не должны сообщать в контролирующие органы сведения об открытии и закрытии счетов в банке. В настоящее время эта обязанность установлена в п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о страховых взносах). Кроме того, исключена ответственность, предусмотренная ст. 46.1 Закона о страховых взносах за нарушение срока представления указанной информации. Упомянутые нормы утратят силу в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ, который был размещен 2 апреля 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 24 Закона о страховых взносах представлять в территориальные органы ПФР и ФСС РФ сведения об открытии (закрытии) счетов плательщиков взносов должны банки. Таким образом, дублирование обязанностей устранено в пользу плательщиков взносов.

Необходимо обратить внимание, что аналогичные поправки внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

 

 

Новые обязанности физлиц и другие изменения Налогового кодекса РФ

 

Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ

 

1.1. Физлицо обязано сообщать в инспекцию об объектах налогообложения, по которым оно не получает уведомлений

 

Физлица, не являющиеся предпринимателями, уплачивают транспортный и земельный налог, а также налог на имущество на основании присланных налоговым органом уведомлений (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц"). Сведения об объектах налогообложения, принадлежащих физлицам, инспекция получает в порядке межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 85 НК РФ). Однако на практике нередко возникают ситуации, когда налоговый орган не получает своевременно информации о приобретении физлицами в собственность транспортных средств или объектов недвижимости (в отношении земельных участков - также о регистрации права пожизненного наследуемого владения). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налоги не уплачиваются.

С 1 января 2015 г. вводится новая обязанность физлиц - сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). В абз. 3 п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено два исключения: сообщение в инспекцию направлять не надо, если физлицо получало налоговое уведомление по указанным объектам либо данному лицу предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Помимо сообщения о наличии объектов налогообложения физлицо должно представить в налоговый орган правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы и (или) документы, подтверждающие госрегистрацию транспортных средств. Эти сведения необходимо направить однократно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Значит, налогоплательщики-физлица, которые не получали уведомление об уплате налога в отношении объектов недвижимости, земельных участков или транспортных средств, находящихся в их собственности (в отношении земельных участков - также на праве пожизненного наследуемого владения), должны будут до 31 декабря 2015 г. представить в инспекцию соответствующее сообщение и подтверждающие документы. Начисление транспортного, земельного налога или налога на имущество начнется с 2015 г. независимо от того, как долго физлицо владело данным транспортным средством, объектом недвижимости или земельным участком (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ).

В дальнейшем упомянутая обязанность будет касаться тех лиц, которые за 30 рабочих дней до 1 октября не получили уведомление по приобретенным в предшествующем году объектам (п. 2 ст. 52, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ и п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). При возникновении приведенной ситуации до 1 января 2017 г. налог также будет начислен начиная с периода направления налогоплательщиком сообщения в инспекцию (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ, ч. 5 ст. 7 Закона N 52-ФЗ).

За несообщение или несвоевременное сообщение указанных сведений установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога по соответствующему объекту (п. 3 ст. 129.1 НК РФ). Однако данная норма вступит в силу только с 1 января 2017 г. (ч. 3 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Необходимо обратить внимание на образовавшуюся коллизию: в п. 1 ст. 126 НК РФ, в частности, установлена ответственность налогоплательщика за неисполнение в срок обязанности по представлению документов или сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ или иными актами налогового законодательства. В этом случае взыскивается штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Исключение составляет неподача в срок декларации или уведомления о контролируемых сделках, т.е. состав правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ. Следовательно, если физлицо не представит документов о наличии у него транспортного средства, объекта недвижимости или земельного участка, признаваемых объектами налогообложения, действия указанного лица образуют состав правонарушения, предусмотренного как п. 1 ст. 126 НК РФ, так и п. 3 ст. 129.1 НК РФ. Возможно, до вступления в силу последнего, т.е. до 1 января 2017 г., эта коллизия будет устранена законодателем.

 

1.2. Подавать сведения об открытии и закрытии счетов не нужно

 

Со 2 мая 2014 г. отменяется обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в инспекцию об открытии (закрытии) счетов, в том числе лицевых, и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Устанавливающие такие обязанности подп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ утратят силу (подп. "б" п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7 Закона N 52-ФЗ). Соответственно, будет устранена и мера ответственности, предусмотренная ст. 118 НК РФ за нарушение семидневного срока представления данных сведений (п. 11 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

Напомним, что указанные обязанности возложены и на банк (п. 1 ст. 86 НК РФ).

Таким образом, их дублирование устранено в соответствии с внесенными поправками. Теперь обязанности по представлению упомянутых сведений в инспекцию сохраняются только для кредитных организаций.

 

1.3. Освобождение от налога на имущество организаций при применении УСН и ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

Организации, применяющие УСН или спецрежим в виде уплаты ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Для перешедших на уплату ЕНВД такое освобождение касается только объектов, используемых в деятельности, облагаемой данным налогом.

Согласно изменениям, внесенным п. п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 52-ФЗ, указанное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные (используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.

В силу ч. 4 ст. 7 Закона N 52-ФЗ данные изменения вступают в силу по общему правилу, установленному для поправок к законодательству о налогах и сборах: по истечении месяца с даты опубликования и не ранее 1-го числа следующего налогового периода.

Соответственно, если в отношении УСН дата начала действия нововведений однозначна - 1 января 2015 г., то для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по этому вопросу. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Как указывалось, Закон N 52-ФЗ опубликован 2 апреля 2014 г. Значит, изменения, касающиеся применения ЕНВД, должны вступать в силу с 1 июля 2014 г. Поскольку переходных положений для исчисления налога на имущество применяющими ЕНВД организациями Закон N 52-ФЗ не содержит, то возможны следующие варианты применения новых правил:

1) плательщики ЕНВД должны будут исчислить налог на имущество за весь 2014 г. (начиная с 1 января 2014 г.), поскольку налоговым периодом по нему является календарный год (ст. 379 НК РФ). При таком понимании новых правил организации обязаны будут перечислить налог и за тот период, когда были законодательно освобождены от его уплаты (до начала III квартала 2014 г.), т.е. внесенные изменения будут иметь обратную силу. Однако в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ поправки, ухудшающие положение налогоплательщика, не могут иметь обратной силы;

2) данные организации должны будут исчислить налог на имущество за III и IV кварталы 2014 г., поскольку в I и II кварталах действовало освобождение (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Отметим, что такой подход не учитывает того, что гл. 30 НК РФ, регулирующая уплату налога на имущество, не содержит норм, которые позволили бы в рассматриваемой ситуации рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости имущества только за указанные кварталы. Обратим внимание, что возможность скорректировать налог в зависимости от того, сколько месяцев объект недвижимости фактически находился в собственности у налогоплательщика, предусмотрена для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства либо имеющих на территории РФ недвижимость, которая не относится к деятельности этих представительств (п. 5 ст. 382 НК РФ). В данном случае сумма налога корректируется на специальный коэффициент. Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых облагаемая налогом недвижимость находилась в собственности, к общему числу месяцев в налоговом периоде. Возможно, контролирующие органы предложат организациям, применяющим ЕНВД, рассчитать сумму налога за III и IV кварталы 2014 г. аналогичным образом. Однако необходимо обратить внимание, что право применить аналогию закона к налоговым правоотношениям предоставлено только судам (ч. 6 ст. 13 АПК РФ);

3) указанные организации не должны уплачивать налог на имущество за весь 2014 г. Они начнут его исчислять с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать именно налог на имущество организаций, налоговый период по которому, повторим, составляет календарный год. Значит, и вступать в силу данные изменения должны с 1 января 2015 г.

Поскольку рассматриваемая ситуация неоднозначна, вероятно, по указанному вопросу будут даны разъяснения официальных органов.

 

 

 

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78