Поразмышляем с Н.В. Нарышкиным

(отзыв на книгу Н.В. Нарышкина «Сквозь пелену времён»)

 

Для чего мы читаем? Чтобы мыслить, анализировать прочитанное, обретать новых друзей в виде книг и их авторов, становиться мудрее. Случайно наткнувшись в школьном музее с. Астрадамовка на небольшую книжицу «Сквозь пелену времён» Н.В. Нарышкина, я уже не смогла выпустить её из рук.

Переворачиваю обложку – и вижу фотографию автора в студенческой аудитории. Николай Васильевич стоит за кафедрой и внимательно слушает ответ студентки. На лице его лукавая улыбка, словно он задал провоцирующий вопрос, чтобы заинтересовать слушателей, а потом привести неоспоримые аргументы,  опровергнуть ошибочное, но веское высказывание оппонентки. Об этом говорят  обращённые взгляды студентов в сторону профессора: « Что вы на это скажете? Вы же грамотнее и мудрее нас». Но уверенная поза академика, его внимательный и добрый  взгляд доказывают, что сейчас начнётся дискуссия, а участники спора найдут ответы на интересующие их вопросы.

Над фотографией - надпись: «Афоризмы из выступлений на творческих встречах с молодёжью в разных селениях древнего Поволжско –Посурского края Великой Российской Державы». Под фотографией указан год издания книги и издательство (Казань, «Слово», 2008).     

По оглавлению брошюры вижу, что все афоризмы тематически систематизированы: мысли о Прошлом, мысли о Будущем, о земле и землепашцах, о Семье, об Отцах и Детях, о молодёжи, о просветительстве, о морали, о причудах в политике и политиках, о зле, о Добре. Таким образом, уже по оглавлению понятно: писателя глубоко волнуют нравственные проблемы современного мира. Все эти проблемы объединены образом автора- гражданина России, достойного сына Отечества, вскормленного землёй Посурского края, вспоённого его родниковой водой, воспитанного на лоне богатой природы священной Суры в труде на примере родителей – крестьян, на фольклоре древнего Кадышева, на тысячелетней христианской религии. 

Автор афоризмов «Сквозь пелену времён» уважительно относится ко многим понятиям, не случайно пишет их с большой буквы: Прошлое, Будущее, Семья, Отцы, Дети, Добро. А вот «зло» он пишет со строчной буквы, будто хочет уменьшить влияние и значение этого страшного слова. Символично, что сборник афоризмов оканчивается крылатыми мыслями академика о Добре: «Твори, человек, только добрые дела, и тебе за это добром воздастся». ( В чём-то здесь он перекликается с А.С. Пушкиным, призывающим читателей содержанием «Капитанской дочки» жить по совести).

Не случайно на форзаце книги помещена фотография писателя и студентов, ведь главная боль Николая Васильевича – современная молодёжь, потому что очень много соблазнов для юных неокрепших душ: гордыня, тщеславие, стремление к богатству, роскоши, сластолюбие, похоть , вино, поэтому он ездит по школам, колледжам, институтам и беседует с молодыми людьми о Родине, досточтимых предках, морали, Будущем… Он, как никто другой, имеет на это право, потому что сам воспитал достойного сына и прекрасного внука: Александр Николаевич (сын писателя) – успешный московский юрист, Андрей Александрович (внук) - выпускник Московского государственного университета  им. М.В. Ломоносова, дипломат, работник Российского Правительства. Имея таких потомков, Николай Васильевич глубоко убеждён: «У молодёжи России - бездонный потенциал способностей и возможностей. Высокая талантливость российской молодёжи - Залог прогресса, любых его форм и направлений». А чуть ниже: «Нравственное воспитание современной молодёжи сильно отстаёт от воспитания умственного». Отсюда, наверное, варвары карауловы… С одной стороны, студентки университетов, с другой -  представительницы молодого поколения без внутреннего  духовного стержня. О таких профессор Нарышкин  отзывается следующим образом: «Молодые должны уяснить: человек без морали это не человек, а всего лишь человекообразное существо, живущее на Земле впустую, паразитирующее на теле общества, питающееся задарма его соками». На поставленный перед обществом вопрос о воспитании академик лаконично отвечает: « Молодёжь без патриотизма – пустоцвет, обыкновенный вредоносный сорняк, захламляющий культурное, полезное поле истории».                                                                                                                             

Особую роль в воспитании ребят он отводит церкви и учителям: «Просветительством своего народа испокон веков славились Русская Православная Церковь и Русская интеллигенция». Как глубоко верующий человек, он часто организовывает поездки по святым местам. Например, вместе с ребятами и паломником русского духа (так иногда называют Николая Васильевича)  я посетила Дивеевский монастырь и  открыла для себя его Божественную красоту. Это и преклонение мощам Серафима Саровского, чудная архитектура монастыря, прекрасная живопись, удивительное церковное пение, неземная красота, возделанная человеческими руками, толстовское «муравейное» братство верующих.                     Ещё вспоминается посещение Алатырского мужского монастыря, организованное по настоянию писателя. Особенно меня поразила огромная икона «Восхождение к небесам». Это огромное полотно размером 20 кв.м. На нём изображена лестница, ведущая в небеса. На верху лестницы всех встречает Господь. Но до него дойти может не каждый: кто-то падает с первых ступенек, кто-то с середины лестницы, кому-то осталось сделать шаг и оказаться у заветной цели – но увы… Икона метафорична, назидательна…

А на страницах третьего тома «Русского дневника» прочитала запись от 12 июня 2007 года: «В полдень посетил Богоявленский храм Казани. Поставив к  Образам Святых Свечи, молился за себя, и за сына, и за внука, и за сноху, и за Святую Русь. Молился за всех живых и за усопших молился. Я молил Бога дать мне ещё время на земную жизнь, на служение Ему». После этого юбилейного Дня рождения он и дальше по жизни будет нести свет добра и академического разума людям.

Для писателя «религия- духовная форма любой здоровой семьи». «Заповеди Господни,- пишет он,-  реализуются прежде всего в Семье, являющейся Началом всех начал». Бесспорно: невозможно воспитать высоконравственного человека, не привив ему с детства уважение к десяти заповедям Господним: « Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Не сотвори себе кумира. Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе. Помни день субботний, чтоб святить его: шесть дней работай, а седьмой посвящай Господу Богу твоему. Почитай родителей своих - и будет тебе добро, тогда долго проживёшь на земле. Не убей. Не укради. Не лжесвидетельствуй. Не завидуй и не прелюбодействуй». Если б каждый  на земле человек соблюдал  Божьи заповеди, жизнь была бы намного чище, добрее.

По Нарышкину, «Просветительство – Дар Божий, а Просветитель – Божий Человек». Он будит человеческую совесть, воспитывает у молодёжи высокую духовность, чувство патриотизма, любовь к родному языку, культуре, истории, русским традициям. Все эти черты Просветителя мы видим при выступлении на творческих встречах с поклонниками его таланта, при чтении произведений писателя. А прежде всего  это бессребреник, слуга народа, человек, безмерно влюблённый в святую Русь, призывающий россиян уважительно относиться к  прошлому страны. И размышляя о прошлом, он обращается к читателям: «У России было великое прошлое, коим будут гордиться все поколения Россиян нашего Будущего».

В подтверждение этой мысли открываем «Русский дневник» и на 26 странице     8 тома читаем: «Г.К. Жуков – военный Гений, не позволивший мировому фашизму полонить наш величайший многонациональный Российский Народ, живущий в семейной Дружбе века под покровом Пресвятой Богородицы… Учить патриотизму наш народ надо на примере жизни и деятельности таких людей, как Георгий Константинович Жуков, Александр Матвеевич Матросов, Иван Осипович Сусанин, Александр Васильевич Суворов. Фёдор Фёдорович Ушаков, Павел Степанович Нахимов, Юрий Алексеевич Гагарин, Сергей Павлович Королёв, Иван Владимирович Мичурин, Андрей Николаевич Туполев».

Нельзя не согласиться с размышлениями Николая Васильевича, жаль только, что Интернет и телеэкраны умалчивают о великих личностях, а вместо них эфирное время засоряют  К. Собчак, Д. Шурыгина и подобные им. Позиция публициста однозначна в таких ситуациях: «Потеряв в душах россиян патриотизм, мы потеряем Россию, положим её под грязное тело глобалистского монстра. Об этом ежеминутно следует думать и государственным мужьям, и педагогам, и учёным, и хозяйственным деятелям, и писателям, и художникам, и музыкантам, и спортсменам, и ученикам школ, и студентам вузов, и журналистам, и воинам, и работникам правоохранительных органов».

 Николай Васильевич не только влюблён в Жизнь Святой Руси, но и верит в её Великое Будущее. Я  вспоминаю первую встречу с писателем в с. Чеботаевка в 2005 году. Кругом незасеянные поля, разрушенные совхозы, а он оптимистически заявляет: «Россия бессмертна, она многие столетия будет вести Человечество к полной победе Добра над силами зла». Слова оказались пророческими: прошло более  десяти лет - и В.В. Путин вместе со своей командой отсталой России возвращает ей былую мощь. С нами начинают считаться как с одной из мощных ядерных держав в мире. А как иначе? Ведь Америка с 2014 года пытается руками Европы развязать войну с Россией. И только благодаря мудрой политике Президента мы живём под мирным небом, хотя на Западе нашу страну уже поделили на несколько регионов. Всем понятно, что олицетворением зла  на Земле являются прежде всего США, потом Англия и другие страны, идущие на поводу американского правительства. И не случайно: во время второй мировой войны американцы хорошо нажились и сейчас хотят приумножить свой капитал на людских страданиях и смертях. Лишь только наша страна противостоит своей правдой, гуманностью бесчеловечным проискам Америки, чем и мешает навязывать свою волю другим народам и государствам, прикрываться масками демократии и свободы. Публицист вселяет веру в каждого россиянина: «Россия бессмертна, она многие столетия будет вести Человечество к полной победе Добра над силами зла…»

Можно и дальше размышлять на многие темы, затронутые в книге, ведь удивительно глубоки его суждения, имеющие мощные крылья, в них важны и логика, и смысл, и художественный образ, и точность, и краткость, и метафоричность. Поэтому отметив богатое содержание афоризмов, нельзя не сказать об их языке. Всё в высказываниях Николая Васильевича живое: «букашка, заботливо бегающая по земле», «Российский Крестьянин», «Вечный Труженик», Отец Василий Иванович Нарышкин , «Русский Воин», «Российская Держава», «Будущее России», «Великое Прошлое», «Поле Истории» и т. д. Писатель гордится Гениальной Величайшей Русской Литературой, Русским Языком, Российским Могучим Народом, Россией. Многие важные для писателя слова написаны с  заглавной буквы – это авторская лексика, логически выделенная для читателя. Николай Васильевич щедр на эпитеты, создавая образы «достославных предков», «величайшей культуры», «чудесной планеты»… Часто прослеживается в миниатюрах авторское отношение: «нашего народа», «наша Россия», «наше будущее»… Порой прибегает к гиперболе, упоминая о безмерно Сильном и Умном нашем Иванушке – обобщённом образе русского человека. И во всех словах передаётся огромное уважение ко всему, что связано с русским духом и русской культурой. Это прослеживается даже на морфемном уровне языка, например, автор использует уменьшительно – ласкательный суффикс – ушк-, произнося:

« Иванушка», хотя мог бы сказать: «Иван, Ваня…» Говоря: «Иванушка», мы представляем доброго парня - труженика, в суровую годину испытаний -  достойного защитника Земли Русской, стариков, детей и женщин. Из тропов русского языка в произведении  широко распространены  выразительные метафоры. «Труд Русского Крестьянина насквозь пропитан высокой Поэзией», « Надёжность Будущего России подготовлена всем ходом её величайшей Истории», «Земля – родимая Мать всех живущих на нашей чудесной планете…» - такие афоризмы, в которых метафорическое иносказание, обратная связь предметов, явлений, событий устанавливается по принципу сходства. Но не меньшее место в формировании образной системы афоризмов занимает метонимическое иносказание. В метонимии образная связь устанавливается по принципу смежности, чаще всего на замене целого частью: «Без Русского Села неминуемо погаснет Факел Русского Духа, нация задохнётся от удушья». В афоризме «Продовольственная безопасность  России во все века обеспечивалась Крестьянином» метонимия количественная (синекдоха): вместо множества крестьян, вообще крестьянства, назван один.

Из синтаксических средств выразительности используются вопросительные и восклицательные предложения (« А разве хоть как – то оправдывается ложь экономическая ?! Её аморальность чудовищна »), ряды однородных членов предложения ( «Блуд, распутство, жульничество, богохульство, сквернословие – плохо заживаемые язвы общества, от которых оно хиреет, становится жухлым, тленным»). В целях выразительности речи автор использует следующие стилистические приёмы, как антитеза (« Сухое дерево не омолодишь, не вернёшь его к жизни, так же и абсолютно безнравственного «человека» почти невозможно сделать человеком высокоморальным, выход – в недопущении его падения в болото аморальности»), градация (« Аморальная литература, культура для общества не меньшая угроза, чем угроза ядерного оружия, они разлагают прежде всего молодёжь, способствуют её деградации, падению в пропасть безысходности, в топкое, тинное болото, откуда не вылезти»). Итак, на страницах книги «Сквозь пелену времён» мы встречаемся с богатым лексиконом, его мощной энергетикой, разнообразными синтаксическими конструкциями предложений.

 Несомненно, афоризмы Н.В. Нарышкина – бесценная россыпь русских слов,  кладезь его житейской мудрости, социально – исторического опыта, цвет академического ума, завещание молодым россиянам. Многие россияне захотят приобщиться к  искусству слова писателя.

Ганина Г.В., учитель русского языка и литературы

МОУ СШ с.Астрадамовка  Сурского района Ульяновсокй области

 

11.05.18 12:44

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78