Архивный сайт
муниципального |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Доклад «Развитие конкуренции на территории МО «Сурский район Ульяновской области» по итогам 2022 г.
Развитие конкуренции необходимо для формирования здоровой экономики, способствующее снижению цен, и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка. Условия пандемии короновируса 2021г, наложение санкций в условиях проведения СВО в 2022г, несомненно внесли свои коррективы в развитие конкурентной среды на товарных рынках муниципального образовании. Для достижения целей, установленных Национальным планом развития конкуренции в РФ приняты ряд мер для поддержки предпринимателей. В частности: - снижена налоговая нагрузка на бизнес; -упрощены административные требования в части имущественных отношений; -для предпринимателей упрощены разрешительные процедуры и согласования. Несомненно, защита конкуренции и обеспечение конкурентных рыночных отношений, недопущение монополистической деятельности, являются основой существования и развития рыночной экономики, а активное содействие развитию конкуренции в муниципальном образовании «Сурский район», безусловно, является приоритетным направлением деятельности органов местной власти В 2022 г продолжилось внедрение Стандарта развития конкуренции, целью которого является: -Создание условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики МО. -Содействие формированию прозрачной системы работы органов местного самоуправления МО в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. -Создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров. За последние три года в динамике количества хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства произошел незначительный спад их количества. Так, в 2020 г на территории муниципального образования было зарегистрировано 461 хозяйствующих субъектов, 2021г-388, 2022г.-386. - Постановлением главы Администрации муниципального образования «Сурскийрайон» № 332 П-А от 06.09.2019г утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг на территории МО «Сурский район» в период с 2019 по 2022 годы. Данный план разработан в целях повышения эффективности и улучшения конкурентной среды, а также совершенствования реализации антимонопольной политики, повышения эффективности защиты конкуренции в МО «Сурский район». План мероприятий («дорожная карта») содержит в себе мероприятия по содействию развитию конкуренции на социально значимых рынках МО «Сурский район», а именно: - рынок розничной торговли лекарственными препаратами; -рынок реализации сельскохозяйственной продукции; -рынок племенного животноводства; -рынок семеноводства; - рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; -рынок ритуальных услуг; - рынок легкой промышленности; - рынок обработки древесины и производства изделий из дерева; - рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств; - рынок кадастровых и землеустроительных работ. По реализации мероприятий «дорожной карты» разработаны и утверждены целевые показатели реализации Стандарта развития конкуренции, в общем количестве 11 показателей. По итогам 2022 года проведен и согласован на заседании рабочей группы (протокол №7 от 27.12.2022 г) анализ результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции и оценка реализации мероприятий , предусмотренных «дорожной картой» в части достижения целевых индикаторов. Рынок розничной торговли лекарственными препаратами: - 100% доля организаций, частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. На территории муниципального образования розничную торговлю лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами осуществляют аптечные организации. По состоянию на 01 декабря 2022 г в МО функционируют 3 объекта розничной торговли лекарственными препаратами , без участия государства и муниципального образования. Основными проблемами на данном товарном рынке являются: - снижение уровня доступности фармацевтической деятельности для населения из отдалённых сельских поселений МО «Сурский район» в связи с реструктуризацией аптечной сети; - сконцентрированность размещения аптечных пунктов в р.п. Сурское. Административные барьеры входа на рынок отсутствуют. Условия входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами ограничены экономическим барьером, причиной которого является низкий уровень покупательской способности населения. Рынок реализации сельскохозяйственной продукции: -100% Доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство является основной отраслью экономики Сурского района. Более 80% всей валовой продукции района приходится на долю сельскохозяйственного производства. В настоящее время сельское хозяйство района представляют 16 организаций различных форм собственности, 25 крестьянско-фермерских хозяйств и 7430 личных подсобных хозяйств. Территория Сурского района представляет собой большей частью земли сельскохозяйственного назначения. Земельные и почвенные ресурсы, а так же благоприятные климатические условия обеспечивают достаточный объём производства сельскохозяйственной продукции. Субъекты , работающие в данной отрасли, имеют частную форму собственности и специализируются на производстве зерна, подсолнечника, кукурузы, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы, молока, яиц. На рынке сельскохозяйственной продукции присутствуют относительно мелкие производителей, в результате чего снижаются издержки производства, и, как следствие, повышается уровень конкурентоспособности за счёт увеличения объёма производства продукции. Условия входа на рынок услуг не ограничены барьерами. В сельскохозяйственном производстве нет патентов на технологию, что также облегчает доступ на рынок. Ввиду того, что в данной отрасли имеется множество независимых продавцов, и цена устанавливается на среднем уровне, соответственно рынок сельскохозяйственной продукции является примером рынка свободной конкуренции. Основными рисками для ведения финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей являются: возможная гибель посевов сельскохозяйственных культур в результате природно-климатических явлений; нарастающий диспаритет цен: рост цен на промышленную продукцию, приобретаемую сельхозтоваропроизводителями, происходит гораздо более высокими темпами, чем рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; нестабильность закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию; наложение санкций на реализацию сельхозпродукции в условиях проведения СВО; теневая занятость; изменение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %, влечёт удорожание всех покупных материальных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей; снижение уровня платёжеспособности населения, обусловленного снижением реальных доходов населения, в свою очередь вызванным ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, бытовые услуги, транспортные услуги и т.д.; снижение уровня платёжеспособности населения, приводит к уменьшению покупательской способности продуктов; жёсткие требования банков к выдаче кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям; высокие требования крупных сетевых торговых объектов к условиям поставки продукции; Рынок племенного животноводства: -100% доля организаций частной формы собственности н рынке племенного животноводства. В настоящее время на территории МО «Сурский район» осуществляют деятельность 2 хозяйства племенного животноводства по разведению крупного рогатого скота молочных пород. Все организации, осуществляющие деятельность в области племенного животноводства, являются негосударственными (частными). Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок племенного животноводства являются: высокие требования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для включения сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, отнесённых к определённым видам организаций по племенному животноводству, регистрации племенных стад в государственном племенном регистре («Основные критерии, предъявляемые к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных», утверждённые Минсельхозом России 20.03.2017); высокая стоимость племенного поголовья сельскохозяйственных животных. -100% доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства. В МО «Сурский район» осуществляют свою деятельность 3 субъекта частной формы собственности по производству семян зерновых культур в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства. Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок являются: необходимость соблюдения требований ФГБУ «Россельхозцентр» в целях включения в реестр семеноводческих хозяйств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений хозяйствам в рамках системы добровольной сертификации ФГБУ «Россельхозцентр»; высокая стоимость первичного семенного материала; высокие требования к соблюдению технологий выращивания семенного материала. Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме: -100% доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В муниципальном образовании в сфере управления многоквартирными домами деятельность осуществляют лицензиаты, в том числе осуществляющие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. По состоянию на 01 декабря 2022 года в реестре лицензий значатся 2 лицензиата (частной формы собственности). Проблемой рынка является отказ управляющих организаций от управления многоквартирными домами при несоблюдении условий внесения изменений в реестр лицензий в части исключения многоквартирных домов из реестра и официального расторжения договора управления, выявленный в ходе осуществления надзорной деятельности. Вид деятельности «управление многоквартирными домами» является лицензируемым, таким образом, при соблюдении соискателем лицензии требований, установленных федеральным законодательством, административные и экономические барьеры на рынке отсутствуют. - 100% доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг. На территории муниципального образования осуществляют свою деятельность 3 субъекта частной формы собственности в сфере оказания ритуальных услуг. Основной проблемой на рынке ритуальных услуг является: - снижение уровня платёжеспособности населения, обусловленного снижением реальных доходов населения, и, как следствие снижение покупательской способности; - малая привлекательность рынков в сельских поселениях муниципального образования с небольшим количеством населения для рассматриваемого вида деятельности с точки зрения систематического получения дохода, «теневая занятость». -100% доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности. В области промышленности, в МО «Сурский район», работают 4 субъекта частной формы собственности, продукция которых является неконкурентоспособной, ввиду заполненности рынка дешевой продукцией из стран Азии, а также большим количеством контрафактной продукции. Проблемными аспектами рынка легкой промышленности являются: Снижение спроса на продукцию, ввиду низкой конкурентоспособности; Дефицит финансовых средств на развитие и модернизацию; Недостаток квалифицированных рабочих. Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева: -100% доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева. На территории МО «Сурский район» в области промышленности работают 9 индивидуальных предпринимателей и 1 предприятие частной формы собственности. Продукция предприятий лесопромышленного комплекса МО реализуется на внутреннем рынке, поставки на экспорт не производятся. Основная проблема отсутствие переработки и сбыта пиломатериалов Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств: -100%о доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств. На рынке оказания услуг по ремонту автотранспортных средств в МО осуществляют свою деятельность 2 индивидуальных предпринимателя и 3 самозанятых. Основной проблематикой рынка оказания услуг по ремонту автотранспортных средств является «теневая занятость» данного сектора. Административные и экономические барьеры входа на рынок отсутствуют Рынок кадастровых и землеустроительных работ: -доля организаций частной формы собственности в сфере кадастровых и землеустроительных работ. На рынке кадастровых и землеустроительных работ в МО осуществляют свою деятельность 3 индивидуальных предпринимателя. Основной проблематикой рынка оказания услуг по землеустроительным работам является: ужесточение мер ответственности за ошибки при выполнении кадастровых и землеустроительных работ, довольно частые изменения земельного законодательства; недостаток квалифицированных кадров; подготовка технической документации, отвечающей требованиям действующего законодательства; Отсутствие обязательности граждан в оформлении прав на недвижимость. Административные и экономические барьеры входа на рынок отсутствуют.
В части проведения конкурентных процедур за отчётный период Отделом экономического мониторинга, инвестиций, развития предпринимательства, размещения муниципального заказа и торговли на основании технико-экономических заданий муниципальных заказчиков размещено на сумму 100 049,89 тыс. руб., в том числе:
Таблица 1
За отчётный период по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов и запросов котировок на средства 2022 года сложилась экономия в размере 8 157,11 тыс. руб.
В таблице 2 представлена структура размещения муниципального заказа и торговли за отчетный период:
Таблица 2
Мониторинг муниципальных закупок показал, что по итогам январь-декабрь 2022 года индикатор превысил установленного значения и составил 3,58.
В таблице 3 представлены показатели среднего количества участников в разрезе конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок за отчётный период.
Таблица 3
Краткий анализ конкурентных процедур в ежемесячном разрезе:
Планируемая сумма осуществления закупок на 2022г за истекший период исполнена на 100%. В рамках реализации мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, услуг и субъектов предпринимательской деятельности будет продолжена реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции и развитию конкурентной среды на территории муниципального образования «Сурский район», а также в целях реализации Национального плана развития конкуренции и Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017г. № 618, разработан и утвержден перечень ключевых показателей развития конкуренции в МО «Сурский район» Ульяновской области в период 2019-2022года, а так же план . мероприятий «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции на территории МО «Сурский район» . Показателями деятельности малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании является состояние бизнес - среды и региональные разрывы в условиях для ведения бизнеса, сложности доступа к кредитным средствам и многие другие факторы демонстрируют необходимость поиска новых методов оказания государственной поддержки малому бизнесу. Основным и важнейшим фактором, сдерживающим развитие экономических процессов является также состояние системы тарифного регулирования, оказывающего решающее значение на все сферы деятельности. Реформирование тарифного законодательства и тарифного регулирования в целом является ключевым ресурсом, способным обеспечить существенное изменение экономической ситуации. В целях контроля за деятельностью субъектов бизнеса, монополистических тенденций и ценовой политики на социально значимую группу товаров на территории МО «Сурский район» работает инициативная группа по мониторингу цен и тарифов. Результаты мониторинга еженедельно рассматриваются главой Администрации муниципального образования на аппаратных совещаниях. Глава администрации МО «Сурский район» Д.В. Колгин
исп: Алёшина Татьяна Александровна тел: 2-24-01 |
Новости
Баннеры |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||