РЕШЕНИЕ 18.12.2013 № 14/64 Об утверждении Программы социально – экономического развития муници-пального образования «Сурский район» на 2014 – 2016 годы

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУРСКИЙ РАЙОН»

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

18.12.2013                                                                                                              14/64                                                                                                                           

                                                                                                    Экз. №  

р.п. Сурское

 

Об утверждении Программы социально – экономического развития муниципального образования «Сурский район»

на 2014 – 2016 годы

 

В соответствии  с  Федеральным  законом  от  06.10.2013  года  № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Совет депутатов Муниципального образования «Сурский район» решил:  

 

1.              Утвердить Программу социально – экономического развития

муниципального образования «Сурский район» на 2014 – 2016 годы.

(Приложение).

 

2.  Настоящее решение вступает в силу со дня обнародования.

 

 

 

Глава                                                                                

муниципального образования                                                                                                                   

«Сурский район»                                                                         Н.П.Беззубенкова                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждена

 

Решением Совета депутатов

МО «Сурский район»

18.12.201314/64

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социально-экономического развития

МО «Сурский район» на 2014-2016 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Стартовые условия социально-экономического развития

МО «Сурский район»

 

1.1. Экономическая ситуация

 

По комплексу показателей МО «Сурский район»   в общем рейтинге экономической устойчивости муниципальных образований Ульяновской области по итогам 2012 года   занимает 9 место ( по итогам 2011 года-  9   место); основные  показатели  удерживающие положение в рейтинге следующие:

            - изменение оборота организаций по всем видам экономической деятельности ( к соответствующему  периоду 2011 г., %)1 место;

            - индекс физического объёма работ по виду деятельности «Строительство»- 1 место;

   - Изменение производства молока ( в % к соответствующему периоду 2011 года)  - 1 место;

   -  Изменение численности крупного рогатого скота  ( в % к соответствующему периоду 2011 года)   1 место.

                -  Производство молока в с/х предприятиях (в расчете на 1 корову), кг – 1 место.

1.2. Строительство

 

С 2008 по 2012 год объём выполненных на территории района работ, относящихся к виду экономической деятельности «Строительство», увеличился более чем в 1,5 раза в сопоставимых ценах.
В 2012 году объём выполненных на территории района работ,
относящихся к виду экономической деятельности «Строительство», в денежном выражении составил 499,4 млн. рублей, что в 10,5 раза выше уровня
2011 года  (за счет строительства моста через р. Сура).

За период с 2008 по 2012 год площадь вводимых на территории района в эксплуатацию жилых помещений увеличилась более чем в 2 раза. В 2011 году на территории района были введены
в эксплуатацию жилые помещения общей площадью 3,2 тыс. кв. метров
(160 процентов к уровню 2010 года), в 2010 году – 2,0 тыс. кв. метров
(100 процентов  к уровню 2009 года), в 2009 году – 2,1 тыс. кв. метров
(105 процентов к уровню 2008 года), в 2008 году – 2,0 тыс. кв. метров
(105 процентов к уровню  2007 года). В 2012 году на территории Ульяновской области введены в эксплуатацию жилые помещения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров  (137,5 процента к уровню 2011 года).

 

1.3. Инвестиционная активность

2007-2012 годы характеризовались как годы благоприятного инвестиционного климата в экономике Сурского района. Объёмы инвестиций в основной капитал  растет начиная с 2009 года, а в 2012 году уровень инвестиций к 2011 году составил только лишь 59,1%. Объём инвестиций 2012 года сократился по  сравнении 2011 годом на 150,4 млн.руб. В 2009-2010 годах осуществлялось строительство животноводческого комплекса в с. Кирзять.

Для обеспечения динамичного развития муниципального образования «Сурский район» необходимо дальнейшее привлечение значительных объёмов внешних инвестиционных ресурсов в конкурентоспособные отрасли и производства.

В районе действует районная целевая программа «Развитие инвестиционной привлекательности  МО «Сурский район» (2011-2013 годы)».

В 2013 году внедряется Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по обеспечению благоприятного делового климата. На  территории района  продолжается реализация  крупных инвестиционных проектов:

 

П

 
 

1. ООО «Агро-Гулюшево» - развитие  растениеводства и животноводства,   объем инвестиций – 1000,0 млн. руб.

2. ООО АПК "Весенний сюжет"  Сурское ХПП

Переработка с/х культур-  объем инвестиций – 4,7 млн. руб.

3. ООО АПК "Весенний сюжет"  Сурское ХПП

Производство готовых завтраков методом экструзии -  объем инвестиций – 70,0 млн. руб.

1.4. Показатели  социально-экономического развития  МО «Сурский район»  в 2012 году в сравнении с Ульяновской областью   и ПФО

 

№ п/п

Наименование

показателя

Значения показателей в 2012 году

(процентов)  

Сурский район

Ульяновская область

ПФО

1.

 

Индекс объёмов производства в сельском хозяйстве

79,6

88,2

94,1

2.

 

Темп роста инвестиций в основной капитал

59,1

117,3

116,9

3.

 

 

Темп роста объёмов выполненных работ, относящихся к виду экономической деятельности «Строительство»

в 10,5 р.

107,5

109,7

4.

Темп роста объёмов ввода в эксплуатацию жилых помещений

137,5

109,7

104,0

5.

Рост оборота розничной торговли

107,8

109,6

107,6

6.

Рост объёма платных услуг населению

110,5

110,7

103,6

7.

 

Удельный вес убыточных  организаций в общем количестве организаций, расположенных на территории Ульяновской области

20,0

27,5

-

 

1.5. Показатели, характеризующие уровень жизни населения  МО «Сурский район» в 2012 году в сравнении с Ульяновской областью и ПФО

 

№ п/п

Наименование показателя

Значения показателей в 2012 году

(процентов)  

Сурский район

Ульяновская область

ПФО

 

1

2

3

4

5

1.

Темп роста среднемесячной  номинальной зарплаты за январь-декабрь 2012 года к январю-декабрю        2011 года

124,2

115,8

114,7

2.

 

 

 

 

Уровень зарегистрированной безработицы (по данным Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной службы государственной статистики)

0,78

0,65

1,1

 

Уровень официально регистрируемой на территории района органами службы занятости безработицы с небольшими сезонными колебаниями последовательно снижался с 6,6 процента (на 1 января 2005 года)
до 0,78 процента (на 1 января 2013 года).

Динамика изменения размера заработной платы свидетельствует
о стабильном его приросте. За 2005-2011 годы размер реальной заработной платы на территории района увеличился в 1,7 раза, за январь-декабрь  2012 года – на  24,2 процента к уровню аналогичного периода 2011 года. По итогам 2011 года размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника составил 135008,6 рубля, увеличившись за год на 12,5 процента, а за 6 лет (с 2005 года по 2011 год) – в 2,8 раза. В 2012 году размер средней заработной платы в районе составил 13055 рублей (124,2 процента к уровню 2011 года).

 

1.6. Демографическая ситуация

 

Численность населения проживающего на территории района  на 1 января 2013 года составила 18506  человек, что составляет 1,5% численности населения области, в т.ч. городское население - 6698 человек (р.п. Сурское- 6698 чел.), сельское население -11808 человек.

  С учётом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года 58,7% жителей района являются трудоспособным населением, старше трудоспособного возраста 27,9%, моложе трудоспособного возраста 15,2%.

Доля мужчин в общей численности населения составляет 46%, женщин 54%.

В течение последних 5 лет (2008-2012гг) прослеживается тенденция сокращения жителей района.

Общая смертность населения в 2012 году по отношению к 2008 году уменьшилась на 26% ( 116 человек), рождаемость осталась  на уровне 2012 года.

  Численность населения района постоянно уменьшается. Низкий уровень рождаемости не обеспечивает даже простого количественного замещения поколений, что влечёт за собой дальнейшую убыль населения, сокращение в будущем трудовых ресурсов.

В 2012 году население района уменьшилось по сравнению с 2008 годом на 2000 чел. (или на 10 %), а по сравнению с   2011 годом  снизилось на 422 чел. (или на 2,2 %). Численность трудоспособного населения сократилась на 2,7 %.

 

Основные демографические показатели

Показатель

2008 г

200

2010г

2011г

 

2012г

 

Численность постоянного населения (на конец года),  тыс.чел.

20,5

20,2

19,3

18,9

18,5

В т.числе городское население, тыс.чел.

7,1

7,0

6,8

6,8

6,7

сельское население, тыс.чел.

13,4

13,2

12,5

12,1

11,8

Численность населения в трудоспособном возрасте, %

57,6

58,0

58,7

56,2

55,4

Число родившихся, чел.

180

178

176

163

177

Число умерших, чел.

452

434

424

345

336

Коэффициент рождаемости на 1000 человек населения

8,7

8,7

9,0

8,5

9,4

Коэффициент смертности на 1000 человек населения

21,9

21,3

21,7

18,0

17,8

Коэффициент естественного прироста,  убыли  населения

-13,2

-12,6

-12,7

-9,5

-8,4

Число прибывших, чел.

229

189

119

197

244

Число выбывших, чел.

248

203

259

425

503

Миграционный прирост, убыль, чел.

-19

-14

-140

-228

-259

Коэффициент миграционного прироста, снижения на 1000 человек населения

-0,9

-0,7

-7,2

-11,9

-13,9

 

Позитивным сдвигом можно считать уменьшение такого показателя, как «отношение числа умерших к родившимся» - с 2,5 в 2008 году  до 1,9 в 2012 году.

На  протяжении ряда лет продолжается  снижаться рождаемость. Коэффициент рождаемости вырос с 8,7 в 2008 году до 9,4 в 2012 году.

Число выбывших превышает число прибывших в район.  Миграционная убыль увеличилась с 19 человек  до 259 человек.

На протяжении последних 3-х лет естественная убыль населения сокращается.

Численность населения трудоспособного возраста района за последние 5 лет снизилась на 2,2%, моложе трудоспособного снизилась  на 0,1%, а старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,3%.

Сокращение населения уже создали дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на муниципальном рынке труда. Сокращение населения дополняется ухудшением его возрастно-полового состава – смещением структуры в сторону группы старших возрастов и преобладанием количества женщин над количеством мужчин. Все это влияет на качественные характеристики трудовых ресурсов, потенциал социальной мобильности населения, необходимый в первую очередь для реализации новых производственных проектов.

Старение населения приведет к выбытию трудовых ресурсов и росту бюджетной нагрузки по содержанию и обслуживанию пожилого населения и пенсионеров.

По состоянию на 01.01.2013 года удельный вес пенсионеров в общей численности населения составил 34,6%. Количество жителей пенсионного возраста в период с 2007г. по 2009 г. оставалось на уровне 8 тыс. человек, а в 2010 - 2011 увеличилось и составило 8,2 тыс. человек.

Сокращение численности населения муниципального образования, в том числе его трудоспособной части,  происходить в основном за счет естественной убыли.

 

2.      Оценка конкурентных особенностей  МО «Сурский район».

Потенциал и факторы роста, проблемы развития

 

2.1. Потенциал и факторы роста

 

2.1.1. Географическое положение

 

Сурский район расположен  на северо-западе Ульяновской области. Протяженность района с севера на юг 32 км, с востока  на запад 64 км, конфигурация района компактная. Район граничит на севере с республиками Чувашия и Татарстан, на западе с республикой Мордовия, на юге с Карсунским и Майнским районами.

        Общая площадь района составляет 168.8 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий – 104,9 тыс. га, из них пашни 74,8 тыс. га.

Расстояние от районного центра до г.Ульяновска - 122 км.

  В соответствии со статьёй 17 Закона Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области  от 24.06.2004 года, муниципальное образование «Сурский район» наделено статусом муниципального района с административным центром рабочий посёлок Сурское.

В состав Сурского района входит 7 административно-территориальных единиц, в том числе 1 рабочий посёлок, 1 городское поселение, 6 сельских поселений, на территории которых находится 61 населённый пункт.

          Численность населения проживающего на территории района  на 1 января 2013 года составила 18506  человек, что составляет 1,4% численности населения области, в т.ч. городское население - 6698 человек (р.п.Сурское), сельское население -11808 человек.

Плотность населения – 11 человек на 1 км2.

 

2.1.2. Природно-ресурсный потенциал

 

Вода естественных и искусственных водоёмов пригодна для питьевых и хозяйственных нужд.

Полезные ископаемые в районе представлены мелом, торфом, фосфоритами, охрой, глиной, пригодной для производства кирпича.

На территории Суркого района находятся три глиняных карьера с общим запасом сырья 1930 тыс. м3. пригодных для промышленных разработок:

Сурское «Литейно-механический завод» - 860 тыс. м3.

Б-Кувайское – 220 тыс. м3.

Студенецкое – 850 тыс. м3.

Мел встречается  в с. Б- Ключ 2,5 км к ЮЗ от с. Б-Ключ, 10 км к ЮВ от р.п. Сурское.( около 1000 тыс. м3  Сырье по химическому составу отвечает требованиям ТУ 10-11-428-87 в полном объёме, частично – ГОСТ 14050 - 78)

Минеральные краски, представленные на территории Сурского района относятся к группе охр,  они содержат в основном железистые окислы.  Краски болотного происхождения образовались при заболачивании отдельных участков вблизи от выхода на поверхность минерализованных грунтовых вод,  вследствие чего они обычно залегают в виде небольших линз, только в отдельных случаях встречаются в виде пластов значительного простирания. Краски употребляются для окраски крыш, заборов, полов и мебели. Месторождения минеральных красок встречается в с. Помаево, с. Аркаево (0,3 км к Югу от р.п. Сурское), с. Елховка (в окрестностях с. Елховка, вдоль р. Малая Сарка).

Песок в большом количестве встречается в с. Барашево, с. Городец. д. Александрия Сурского района

Торф - около 8039 тыс. м3 из них пригодно на топливо 7269 тыс. м3, на удобрение 78 тыс. м3, самое большое месторождение находится в ГПФ «Вьюнково». Запасы торфа сырца 30495 тыс. м3, болото «Без названия» 1145 тыс. м3, а всего выявлено 27 месторождений с запасом торфа от 11 тыс. м3 до 3049 тыс. м3.

Фосфориты и осадочные горные породы, насыщенные фосфатами. Сурские фосфориты содержат большое количество песка, глинистых частиц, пирита и железистых окислов. Содержание фосфорного ангидрида колеблется от 17,7% до 25%. (Ждамировское  местрождения 28 км к СЗ от р.п. Сурское в 5 км на СВ от с. Ждамирово, Алашское месторождения  5 км от с. Гулюшево).

Земельный фонд.

В районе имеются резервы вовлечения в сельскохозяйственное производство земель за счет мелиорации, трансформации сенокосов и пастбищ в пашню.

Площадь всех категорий земель района составляет 168807 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения – 119528 га, земли населенных пунктов – 7867 га, земли лесного фонда – 36437 га.

          По состоянию на 01.07.2013 вовлечено в оборот земель сельскохозяйственного назначения – 87,0 тыс.  га, пахотных земель - 74,0 тыс. га.

          На начало 2013 года действующие сельскохозяйственные угодья составляют  74,0тыс. га или  100 % от всей пашни района. 

           

2.1.3. Транспортная инфраструктура

        Расположение Сурского района на границе Ульяновской области с республиками Мордовией (Дубенский район, население 18,9 тыс. человек), Чувашией (Шемуршинский район, население около 18 тыс. человек) и Татарстаном (Дрожжановский район, население 27,8 тыс. человек), и прохождение по территории района двух крупных автотрасс: Саранск – Ульяновск с выходом на Самару и Ульяновск – Чебоксары с выходом на Нижний Новгород и Москву, позволяют охарактеризовать географическое положение района, как благоприятное для участия в экспорто-импортной деятельности Ульяновской области и развитии межрегиональных связей.

Развитие транспортной коммуникации «Запад-Восток» федерального значения, а именно трассы «Саранск - Ульяновск - Димитровград - трасса М5» может оказать существенное положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в районе. Реализация проекта "Волжский транзит"  открывает дополнительные возможности в развитии транспортных и торговых услуг.

В связи с активным развитием сотовой связи вопросы телекоммуникационного обеспечения решены на территории Сурского района.

 

                                 2.1.4. Сельское  хозяйство

 

Агропромышленный комплекс занимает ведущее  место в экономике муниципального образования «Сурский район».        

Аграрный сектор района включает 4 крупных сельскохозяйственных предприятия, 11 малых и  средних предприятий и 17 крестьянско-фермерских хозяйств. К числу динамично  -  развивающихся предприятий относятся: ООО «Агро-Гулюшево», ООО «Чеботаевка», СПК «Маяк», ООО «Заря», КФХ «Россия», КФХ «Пронин».

Экономический кризис 2009 года, плохие погодные условия 2012 года  не обошли стороной  сельское хозяйство района. Диспаритет цен, отсутствие рынка сбыта продукции вследствие высокой себестоимости – все это имело место.

 

Показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий

 

Наименование показателей

2008г

2009 г

2010 г

2011 г

2012г

2012/2011,

%

Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, человек

 

 

 

521

 

 

 

476

 

 

 

450

 

 

 

513

 

 

 

554

 

 

 

107,9

Продукция сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей - всего, млн.руб.

 

 

1215,8

 

 

1011,0

 

 

658,4

 

 

1371,5

 

 

1002,5

 

 

73,0

в т.ч. продукция растениеводства

 

854,4

 

661,6

 

287,7

 

975,4

 

487,8

 

50,0

продукция животноводства

361,4

349,4

370,7

396,1

514,7

129,9

Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га

 

 

46,1

 

 

52,2

 

 

52,1

 

 

56,0

 

 

51,0

 

 

91,0

Посевные площади зерновых культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га

 

 

36,0

 

 

42,8

 

 

37,6

 

 

40,5

 

 

37,6

 

 

92,8

Валовый сбор зерновых культур в хозяйствах всех категорий, тыс.тонн

 

 

98,8

 

 

117,3

 

 

23,4

 

 

102,6

 

 

43,9

 

 

42,7

Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий ц/га

 

 

27,6

 

 

27,5

 

 

16,9

 

 

26,1

 

 

20,3

 

 

77,7

 

Стабильными остаются посевные площади в ООО «Агро-Гулюшево», СПК «Маяк», ООО «Чеботаевка», КФХ «Россия», КФХ Пронин.

          За последние годы район стабильно занимает первое место  по валовому сбору зерна по западной зоне области.

Весенне-летняя засуха 2012 года неблагоприятно отразилась на росте и развитии сельскохозяйственных культур, особенно озимой  пшеницы и ржи. Списано зерновых культур пострадавших от засухи 19,0 тыс. га.

          Сельхозтоваропроизводители приобретают минеральные удобрения, современную широкозахватную технику,  гербициды, инсектициды и  фунгициды с целью повышения урожайности и эффективности деятельности отрасли.

По прогрессивным ресурсосберегающим технологиям возделывается  75% посевных площадей.

В составе зерновых культур увеличился валовой сбор основной продовольственной культуры – пшеницы на 31%.

          Предприятия сельского хозяйства ежегодно сдают  в региональный фонд продовольственное зерно.   

Все сельскохозяйственные предприятия района имеют свои собственные зернохранилища.        

КФХ «Россия» и КФХ «Пронин»  являются семеноводческими хозяйствами. Для размножения закупают оригинальные семена и получают супер-элиту и элиту. Данными семенами в полной потребности обеспечивают хозяйства района и продают за пределы района и области.

          По ОЦП «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области»  в 2012 году хозяйствующими субъектами выделено субсидий в сумме 70,0 млн. рублей, в 2011 году -32,5 млн. руб.

Хозяйствами района получена  прибыль  в сумме 27,2 млн. рублей, в 2011 году – 70,8 млн. рублей.

Удельный вес прибыльных хозяйств снизился с 75 % в 2011 году до50% в 2012. С 2009 года сельское хозяйство района стабильно  рентабельно.   Уровень рентабельности в растениеводстве в 2012 году  составил +17,2%. , в  животноводстве – (-17,6%) .

Уровень рентабельности

 

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

Рентабельность,%

26,7

3,1

2,9

13,7

4,9

 

Сложилась положительная тенденция в отрасли животноводства по увеличению поголовья  крупного рогатого скота, производства  молока.

Наличие поголовья скота в хозяйствах всех категорий

 

Наименование показателей

2008г

2009 г

2010 г

2011 г

2012г

2012/2011,

%

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий, тыс.гол.

 

 

6,6

 

 

6,5

 

 

6,6

 

 

7,5

 

 

8,1

 

 

108,0

Поголовье коров в хозяйствах всех категорий, тыс.гол.

 

2,9

 

2,5

 

2,5

 

2,5

 

3,4

 

136,0

Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий, тыс.гол.

 

3,4

 

3,4

 

3,5

 

2,8

 

2,6

 

92,9

Производство мяса в хозяйствах всех категорий, тыс.тонн

 

2,3

 

2,2

 

2,1

 

2,2

 

2,1

 

95,5

Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс.тонн

 

12,6

 

11,0

 

10,4

 

10,4

 

15,6

 

150

Получено яиц, тыс.штук

13506

10338

8998

7804

7682

98,4

 

В 2009 году численность КРС  резко сократилась, но на протяжении 2010-2012 года наблюдается тенденция роста. Численность крупного рогатого скота увеличилась  по сравнению с уровнем 2011 года на 8%, с уровнем 2008 года на 22,6% за счет строительства животноводческого комплекса на 1000 голов в с. Кирзять (ООО «Агро-Гулюшево».  

Поголовье коров превышает уровень 2008 года.

Производство продукции животноводства возросло как за счет роста продуктивности скота, так и за счет увеличения численности поголовья.

ООО «Чеботаевка» и  ООО «Агро-Гулюшево» занимаются племенным животноводством.  ООО «Чеботаевка» разводят черно-пеструю породу крупного рогатого скота, а ООО «Агро-Гулюшево» - голштинофризскую породу.

          Основные проблемы развития отрасли «сельское хозяйство»:

- низкие темпы модернизации и обновления основных производственных фондов;

- неблагоприятные общие условия функционирования отрасли: неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, зависимость от конъюнктуры спроса и предложения;

- недостаточность притока частных инвестиций на развитие отрасли;

       - дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

 

2.2.        Проблемы социально-экономического развития

МО «Сурский район»

 

2.2.1. Газификация в МО «Сурский район»

 

Сдерживающим фактором развитие экономики района является уровень  газификации  жилищного фонда, объектов социальной сферы района природным газом.

Уровень газификации жилищного фонда  природным газом по состоянию на 1.07.2013 года составляет 45%. Полностью газифицированы только 3 населенных пункта, уровень газификации по р.п. Сурское -93%. В  2012 году  в районе построено 3,7 км   внутрипоселковых сетей газопровода в с.Барышская Слобода. Газифицировано 28 домов.

В 2013 году ведется  экспертиза проектно – сметной документации по селам Астрадамовской зоны для того, чтобы в 2013 году начать  газификацию с. Выползово с продолжением в 2014 году.

 

2.2.2. Незавершённость  строительства дорожной инфраструктуры

 

На территории района существует проблема плохого состояния внутренних дорог, что создаёт дополнительные проблемы для населения из удалённых поселений района, значительно снижая уровень жизни в этих поселениях.

 

        Состояние внутри поселковых дорог ухудшается и чтобы привести в нормативное  состояние дороги с асфальтобетонным покрытием и обустроить асфальтобетонным покрытием  щебеночные автодороги района, необходим поэтапный переход до 2020 года к финансированию автомобильных дорог на ремонт и содержание согласно нормативам финансовых затрат.

 

2.2.3. Уровень износа объектов инженерной  инфраструктуры

 

Состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры характеризуются высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия и использования мощностей, большими потерями. На протяжении последнего десятилетия капитальный ремонт, модернизация и материально-техническое обеспечение объектов ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу. Несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена.

Положительным аспектом работы отрасли можно считать то, что на протяжении нескольких лет удалось избежать крупных аварий и техногенных катастроф, влекущих за собой долговременное нарушение обеспечения населения коммунальными услугами. Только реализация мероприятий по реформированию отрасли позволит повысить надежность коммунальной инфраструктуры и улучшить качество обслуживаемого населения.

 

2.2.3.1. Система водоснабжения

 

        Водопроводные сети имеют  большую степень износа, потери воды составляют более 40%, это приводит к  значительным затратам на  электрическую энергию.  Абонентская оплата за потребляемую воду сокращается в связи с установкой приборов учёта, возрастает  задолженность за потребляемую электроэнергию, возникает угроза по своевременности выплаты заработной платы работникам предприятий.

          В 2012 году с целью улучшения обеспечения населения  холодной водой за счет средств, выделенных из  бюджета МО Сурское городское поселение  в сумме 900   тыс.руб. и средств МУП «Сурское» в сумме 290 тыс.руб. в р.п.Сурское произведена замена 2-х глубинных насосов на артезианских скважинах, установлен сетевой насос ЦНС-105-196, отремонтировано 19 водоразборных колонок, произведена замена 490 м водопроводных сетей.

       За счет средств МО Чеботаевское сельское поселение в сумме 65 тыс.руб.  построено 300 м водопроводных сетей и установлено 3 водоразборные колонки в с.Шатрашаны.

          В 2013 году  ведется  подготовка ПСД на реконструкцию водопровода р.п. Сурское – 7,0 км ( 1 очередь)  для вхождения в 2014г. в ФЦП «Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой на 2010-2014 годы».

 

2.2.3.2.  Теплоснабжение

 

Услугу теплоснабжения оказывает муниципальное унитарное предприятие «Сурское». Протяженность тепловых сетей по р.п. Сурское- 5 км, загрузка котельных на уровне  50 %,  КПД всех котлов составляет  65%.  Это говорит об отсутствии в районе дефицита мощностей по выработке тепловой энергии на коммунальные нужды.

За последние  годы проведена модернизация и перевод  котлов на природный газ. В р.п. Сурское  установлено  8 локальных газовых котельных.

  Вместе с тем, проведённая инвентаризация объектов теплоэнергетического хозяйства предприятий показала, что основное технологическое оборудование с превышенным сроком эксплуатации составляет  50%, тепловые  сети -  65%. 

Из-за низкого КПД используемого оборудования, его физического и морального износа  котельные работают нерентабельно. На всех стадиях, от производства до потребления, теплоснабжение является проблемной отраслью, как в техническом, так и экономическом состоянии.     В сельской местности  высокая себестоимость тепловой энергии обусловлена следующими причинами.  Низким коэффициентом использования мощностей, отсутствием потребителей (обслуживание 1-2 объектов социальной сферы – детские сады, школы), более высокими удельными нормами расхода топливно-энергетических ресурсов, связанными с эксплуатацией физически и морально устаревшего оборудования, значительной долей заработной платы для круглосуточного обслуживания котельных, не зависимо от тепловой нагрузки.

В 2013 году будет  разработана проектно-сметная документация  на перевод на природный газ котельных:  СДК с. Лава и МОУ СОШ с. Лава.

 

3.  SWOT – АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУРСКИЙ РАЙОН»

 

Представить в систематизированном виде слабые и сильные стороны муниципального образования, выявить возможности повышения эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала позволяет SWOT – анализ (сильные, слабые стороны – внутренние факторы, возможности, угрозы – внешние факторы).

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Географическое положение, природные ресурсы и явления.

1.Выгодное географическое положение района.

2. Небольшая отдаленность (122 км.) от  речного и аэропортов (г.Ульяновск)

3. Развитая сеть автомобильных дорог, железная дорога, позволяющая  обеспечивать грузовые и товарные перевозки.

4.Наличие  плодородных почв,  благоприятные климатические условия для выращивания зерновых и технических культур.

 

Агропромышленный комплекс

1.Развитая сельскохозяйственная от­расль: накопленный опыт организации сельхозпроизводства,

наличие профессиональных кадров, рациональное размещение сельского населения.

2.Успешное развитие растениеводства за счет организации научного земледелия, повы­шения урожайности сельскохозяйственных  культур, без увеличения посевных площадей.

3.Обеспеченность хозяйств сельскохозяйственной тех­никой.

1.Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования федеральным центром сбыта сельскохозяйственной продукции.

2.Отсутствие рынка зерна.

3. Животноводство снизило свое ведущее положение в агропромышленном комплексе района вследствие сокращения общего поголовья с 1990 года и концентрации производства животноводческой продукции в личных подсобных хозяйствах.

Промышленность

1.В районе сложился  промышленный потенциал деревообработки. Продук­ция перерабатывающих предприятий района завоевывает все более широ­кий рынок сбыта.

2. Наличие местной сырьевой базы

для развития перерабатывающей  промышленности.

1.Слабые позиции производителей на агропродовольственных рынках, отсутствие административной поддержки, привели к частичному замещению продукции собственного производства  товарами конкурентов.

2.Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции.

3.Изношенность производственно-инженерной инфраструктуры.

ЖКХ, транспорт и связь

1.Уровень платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства доведен до федерального стандарта (100).

2.В районе действует система социальной поддержки в виде предоставления адресных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

3.Развитая сеть междугородних и  пригородных маршрутов.

4.Развитие информатизации и телекоммуникационной  инфраструктуры.

5.Модернизация  и расширение услуг связи и телекоммуникаций.

1. Высокий уровень износа основных фондов жилищно-коммунальной инфраструктуры, низкий коэффициент полезного действия и использования мощностей, большие потери.

2.Большой износ (80%-90%) дорожно-строительной техники, приобретённой в 1987-1991г.г.

  

Инвестиции в основной капитал

1. Наличие  инвестиционных площадок во всех муниципальных образованиях поселений района.

2.Темпы роста инвестиций в сферу сельскохозяйственного производства, торговли и услуг.     

1.Не все инвестиционные площадки имеют инженерную инфраструктуру.

2.Отсутствие статистической информации об объёмах инвестиций по малым и средним предприятиям и организациям 

Малые,  средние предприятия и бизнес

1.Развитая инфраструктура торговли, пассажирских перевозок, СТО, бытового обслуживания населения.

2.Насыщенность товарами первой необходимости за счет местного производства, переработки сельскохозяйственной продукции (хлебобулочная, молочная, мясная промышленность).

 

1.Слабый менеджмент и маркетинг.

2.Значительная территориальная дифференциация, сосредоточенность субъектов малого и среднего предпринимательства в районном центре. Неполный охват территорий, особенно в отдаленных населенных пунктах,  услугами малого и среднего предпринимательства (бытовое обслуживание, платные услуги и др.).

Демография и социальные процессы

1.Положительные тенденции в демографическом развитии района (увеличение рождаемости, снижение  смертности).

2.Развитая сеть учреждений социальной сферы, обеспечивающая оказание медицинских, образовательных и социально-культурных услуг.

3.Доступность качественных образовательных услуг (развитая сеть образовательных учреждений всех типов и видов).

4.Разветвленная сеть учреждений культуры в районе,  позволяющая обеспечить равный доступ населения к культурным благам.

5.Многожанровость и высокий уровень подготовки творческих коллективов.

1. Снижение численности активного населения, старение населения района.

2.Дефицит квалифицированных кадров в отрасли здравоохранения.

2.Недостаточное финансирование деятельности учреждений физической культуры и спорта.

3.Нарастающий дефицит высококвалифицированных кадров, старение профессиональных кадров как в промышленности и в сельском хозяйстве.

Уровень и качество жизни населения

 1.Повышение зарплаты на 94% за пять лет.

2 Увеличение суммы субсидий на одного пользователя в 2,2 раза за пять лет.

3.Cнижение числа безработных граждан на  1,92%.

4.Создание системы защиты населения от социальных рисков в условиях экономического кризиса через систему социальной защиты.

1. Растущее расслоение населения по уровню доходов, увеличивается число граждан, нуждающихся  в социальной поддержке. 

2. Большой процент жилья, находящегося в аварийном состоянии.

 3. Неудовлетворённость населения качеством дорог внутреннего пользования

4. Изношенность инженерной инфраструктуры и высокая затратность жилищно-коммунальной сферы

5. Низкий уровень газификации населенных пунктов района.

     

 

4. Стратегические направления социально-экономического развития

МО «Сурский район»

 

         4.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО -   ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУРСКИЙ РАЙОН»

В области социального развития

·                 Создание условий для эффективного социального партнерства власти, бизнеса, общества и гражданина.

·                 Создание  условий для всесторонней  самореализации личности  на основе укрепления её духовно-нравственных основ.

·                 Формирование преимуществ жизни в районе на основе создания комфортной среды проживания, повышения качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению.

·       Преодоление бедности, достижение качественных изменений в уровне материального обеспечения на основе роста производительности труда и качества рабочей силы, повышения социальной ответственности бизнеса.

·                 Улучшение демографической ситуации путем укрепления института семьи, повышения рождаемости, роста продолжительности жизни, оптимизации миграционных процессов.

·       Повышение уровня обеспеченности населения комфортным жильем.

·                 Создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения.

Повышение уровня экологической безопасности населения.

В области экономического  развития

·       Повышение уровня конкурентоспособности экономики района и эффективности использования  ресурсного потенциала.

·       Обеспечение роста инвестиционной привлекательности района.

·       Усиление стратегических позиций  муниципального образования  «Сурский район» в аграрном и промышленном комплексах Ульяновской области.

·       Создание в районе агропромышленных кластеров.

·                 Создание экономических, финансовых и организационных условий для ускоренного перехода к инновационному типу развития экономики района, увеличение доли   высокотехнологичных производств.

·                 Приоритетное развитие малого предпринимательства за счёт использования стимулирующих финансовых механизмов, сокращения административного давления, повышение качества бизнес-среды.

·       Активное развитие собственной налоговой базы.

·  Сохранение естественной среды обитания человека, растительного и животного мира, биологического разнообразия флоры и фауны,    внедрение энергосберегающих  и ресурсосберегающих технологий, создание эффективного экологического сектора экономики.

 

4.2.  ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «СУРСКИЙ РАЙОН»

 Приоритеты социально-экономического развития муниципального образования «Сурский район» определены на основе анализа слабых и сильных сторон, благоприятных и сдерживающих факторов в развитии района.

Выделены следующие приоритеты развития района:

В области социального развития:

- газификация населенных пунктов района;

Реализация муниципальной программы «Газификация населенных пунктов Сурского района на 2013-2015 годы» Запланировано строительство межпоселкового газопровода до с. Выползово с отводом на  с. Астрадамовка - Чеботаевка.

В 2014 году планируется сделать проектно-сметную документацию на строительство межпоселкового газопровода с. Ждамирово — с.Хмелевка.

Строительство межпоселкового и внутрипоселковых газопроводов планируется начать в 2014-2016 годах.

Ожидаемые результаты:

- повысить  уровень газификации населенных пунктов района до 65%;

- провести газификацию  15 населенных пунктов.

- ремонт и модернизация систем ЖКХ;

 Стратегическая цель

Улучшение водоснабжения населенных пунктов муниципального образования «Сурский  район».

           Для достижения указанной цели необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию на реконструкцию или строительство новых водоводов по населённым пунктам района.  Обеспечить реализацию программы «Чистая вода »муниципального образования «Сурский район на 2013-2015  годы» и на последующую перспективу.

Ожидаемые результаты:

      - проведение ремонта и реконструкции водопроводных сетей в пределах 6 км ежегодно;

      - обустройство колодцев в малочисленных населенных пунктах – 5 единиц ежегодно.

- приведение в нормативное состояние муниципальных дорог;

В целях развития  инфраструктуры  предполагается реализация муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства в Сурском районе на 2013 – 2015 годы».

Стратегические цели

·       Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.

·       Улучшение обеспечения транспортными услугами жителей района с учетом перспективного плана развития транспортной сети.

·       Повышение безопасности и устойчивости транспортной системы.

·       Поэтапный переход до 2020 года к финансированию автомобильных дорог на ремонт и содержание согласно нормативам финансовых затрат.

·       Приведение в нормативное  состояние дорог с асфальтобетонным покрытием.

Задачи:

-формирование сети автомобильных дорог общего пользования круглогодично доступной для населения;

-проведение работ по обеспечению сохранности автомобильных дорог;

-улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог;

Ожидаемые результаты:

-  проведение  текущего ремонта дорог местного значения ежегодно не менее  10 км;

-  доведение доли дорог местного значения. отвечающих нормативным требованиям до 60%.

 

 В области экономического  развития:

- развитие сельскохозяйственного кластера со специализацией на семеноводство, молочное скотоводство, селекционно-племенное направление.

- развитие пищевой, перерабатывающей и добывающей промышленности;

- рост налоговых поступлений в бюджет района от малого и среднего бизнеса.

  Агропромышленный кластер будет развиваться на базе развития следующих подкластеров:

1.          Подкластер по производству комбикормов, который будет формироваться  на основе строительства  комбикормового завода. Предприятие станет «точкой» роста муниципального образования. Участниками кластера станут все сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся выращиванием зерновых культур, животных.

2. Подкластер по переработке сельскохозяйственной продукции и производству пищевых продуктов 

Подкластер перерабатывающей промышленности будет развиваться на основе действующих организаций:

1. ООО «Астрадамовский пищекомбинат» (переработка овощей и плодов). Участниками станут субъекты предпринимательства, занимающиеся выращиванием овощей в открытом грунте (капуста, свекла, морковь).

2. КФХ «Россия» (производство макаронных изделий).

3. ООО «Завод маслосыродельный «Сурский» будет формироваться кластер по первичной обработке молока (охлаждение и пакетирование цельного коровьего молока).

Участниками станут малые и средние субъекты предпринимательства, занимающиеся выращиванием зерновых  культур, разведением молочного крупного рогатого скота, производством молока, мяса.

4. ООО «Бутурлинское»  (организация переработки охлажденного мяса (скотобойного цеха).

Участниками станут все  средние и малые сельскохозяйственные предприятия района, занимающиеся выращиванием  крупного рогатого скота и  зерновых  культур.

       Подготовка кадров для данного кластера  будет обеспечиваться  через Сурский агротехнологический техникум, который может готовить специалистов рабочих профессий  и технологов по переработке сельскохозяйственной продукции.

5. семеноводческий подкластер на  базе КФХ «Пронин» и КФХ «Россия». Участниками станут все  средние и малые сельскохозяйственные предприятия района, занимающиеся выращиванием    зерновых  культур.

6. селекционно-племенной подкластер на базе    ООО «Агро-Гулюшево»  и ООО «Чеботаевка.   Участниками станут все  средние и малые сельскохозяйственные предприятия района, занимающиеся выращиванием  крупного рогатого скота.              

Развитие подкластеров будет осуществляться на основе реализации  муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства МО «Сурский район» на 2014-2018 годы» и должно обеспечить  конкурентоспособность и устойчивое развитие экономики района.

 

4.3.  НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СУРСКИЙ РАЙОН»

4.3.1.Образование       

          Образование района будет развиваться в соответствии  с муниципальной программой   «Развитие и модернизация  образования в Сурском районе на 2014-2018 годы».

Стратегические цели:

·       Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.

·       Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

·       Сохранение и развитие образовательного комплекса района, отвечающего     современным требованиям государства и общества.

Приоритетные направления:

   - повышение доступности  качественного образования;

- укрепление, развитие материально-технической, учебной базы учреждений образования; 

- подготовка нового поколения педагогических кадров;

- сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения;

- повышение эффективности управления в системе образования;

- развитие современной системы непрерывного образования;

-совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

- развитие альтернативных форм жизнеустройства детей, лишенных родительского попечения;

- интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; - поддержка талантливой молодежи.

Ожидаемые результаты:

- повышение квалификации педагогических работников – не менее 60 человек ежегодно;

- увеличение средней наполняемости классов в р.п. Сурское с 21,3 чел. до 22 чел.; в сельских школах - с 6,5 до 10 чел.;

- увеличение количества отремонтированных зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений ( ремонт крыш  5 школ, замена окон на пластиковые в 4 школах.);

4.3.2. Культура

         Культура района будет развиваться в соответствии  с муниципальной программой   «Культура в Сурском районе на 2014-2018 годы».

Стратегическая цель

·       Сохранение  и развитие  культуры  в  муниципальном образовании «Сурский район».

 Приоритетные направления развития.

- поддержка  распространения лучших  традиций  и достижений  культуры  Сурского района;

- сохранение  историко-культурного  наследия;

- создание   благоприятных  условий  для  свободы  творчества  и развития культурно-информационного пространства;

- повышение доступности  культурных  благ  для  населения  района;. 

- сохранение  и развитие  различных  форм  культурно-досуговой  деятельности  и  любительского  творчества;

- поддержка и выявление одаренных детей через проведение районных творческих конкурсов и выставок.

        Реализация приоритетных направлений будет проводиться через реализацию комплекса мероприятий по укреплению и обновлению материально-технической  базы  учреждений  культуры, проведение капитальных ремонтов, дальнейшую компьютеризацию библиотек района и подключение их к сети «Интернет», инвентаризацию и паспортизацию памятников истории и культуры, развитие народного творчества, создание условий воспроизводства кадров в сфере культуры, поддержка  творческих  кадров, создание  условий для их подготовки  и переподготовки, пополнение, сохранение  и  использование  книжных  фондов, социальную  защиту  работников  культуры.

Ожидаемые результаты:

- текущий ремонт 3 зданий муниципальных учреждений культуры;

-   создание  2 модельных библиотек;

-  100% компьютеризация учреждений культуры..

  4.3.3. Молодежная политика, физическая культура и спорт

Молодежная политика  в муниципальном образовании будет развиваться в соответствии  с муниципальной программой «Молодежь на 2014-2018 годы» и  РЦП «Развитие физической культуры и спорта в Сурском районе на 2011 — 2015 годы».

Стратегические цели

·                 Укрепление и развитие системы патриотического воспитания и гражданского становления молодежи  в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными субъектами  района.

·                 Комплексное развитие инфраструктуры, ориентированной на молодежь (для отдыха, занятия спортом, медицинские услуги и т.д.).

·       Обеспечение жильем молодых семей.

Приоритетные направления развития:

-взаимодействие органов местного самоуправления, общественных структур, бизнеса в реализации направлений молодежной политики;

-организация и проведение мероприятий межпоселенческого характера по работе с  учащимися, студентами и рабочей молодежью;

-поддержка талантливой и одаренной молодежи через организацию конкурсов творческих проектов;

-проведение мониторинга о состоянии молодежной среды на территории района;

-вовлечение молодежи в разработку и реализацию направлений районной молодежной политики.

Физическая культура является необходимым условием здоровья и способствует творческому развитию личности, поэтому органам местного самоуправления муниципального образования необходимо содействовать развитию массовой физической культуры населения посредством формирования моды на здоровый образ жизни, как первостепенный источник повышения качества жизни. Развитие массовой физической культуры  в районе предполагает:

-развитие детского и юношеского спорта, внеурочных форм занятий физкультурой и спортом;

-укрепление системы непрерывности и преемственности физического воспитания для различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;

-увеличение числа доступных (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения;

-создание системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния физического здоровья населения;

-содействие развитию материальной базы спортивных сооружений;

-привлечение в сферу физической культуры и спорта средств из внебюджетных источников.

Развитие массового спорта будет способствовать улучшению здоровья жителей района, снижению преступности, социализации молодежи,  следовательно, повышению качества жизни.  В 2013 году  будет подготовлена проектно-сметная документация на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в р. п. Сурское.

Реализация данных проектов станет большим шагом в развитии физкультуры и спорта в районе и даст возможность проведения межрайонных и областных  соревнований.

          Ожидаемые результаты:

         - увеличение охвата населения, систематически  занимающегося  спортом до 35%;

          - увеличение количества молодежных мероприятий  до 110 ежегодно;

          - увеличение количества молодежи, вовлеченной в мероприятия до 423 человек.

4.3.4.. Жилищно- строительный комплекс

 Качественное жилье – важнейший фактор привлекательности территории  для жизни,  позволяющий прекратить миграцию населения, влияющий  на   социальное  благополучие  граждан.

 Реализация  муниципальной программы «Развитие строительства и архитектуры в Сурском районе  на 2014 – 2018 годы» предполагает повышение эффективности работы жилищно - строи­тельного комплекса района.

Стратегические цели

·       Создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий  граждан.

·       Обеспечение  соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения и формирование комфортной среды проживания.

·       Оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан при приобретении и найме жилья.

·       Снижение стоимости проживания  за счет внедрения энергосберегающих технологий.

·       Организация  текущих и капитальных ремонтов существующего жилого фонда.

Задачи:

-оказание поддержки предприятиям, специализирующихся в жилищно-строительном комплексе, в том числе путем привлечения их рабочего потенциала на участие и выполнение муниципального заказа для нужд объектов социальной сферы;

- 100% обеспечение водой, газом, энергоснабжение населенных пунктов.

Ожидаемые результаты:

-рост предприятий, специализирующихся в жилищно-строительном комплексе,  увеличение рабочих мест;

- темп прироста объема вводимого жилья к 2020 году по сравнению с 2008 годом  составит не менее 10-20% ежегодно.

- будет введено за период с 2014-2016 года не менее 4-4,5 тыс. кв. метров жилья ежегодно.

4.3.6. Формирование благоприятной деловой среды

        Формирование благоприятной деловой среды  будет осуществляться на основании муниципальной программы «Формирование благоприятного инвестиционного климата  в Сурском районе на 2014-2018 годы».

Стратегические цели

·                 Формирование инвестиционного  имиджа муниципального образования «Сурский  район»  как территории, привлекательной для размещения инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов.

·                 Привлечение  инвестиций в «точки роста»  муниципального образования «Сурский  район».

·                 Обеспечение реализации инвестиционных проектов на территории  района в целях развития базовых отраслей экономики, в целях увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

·                 Создание на территории района развитой инфра­структуры, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и пред­приятий в банковских, коммунальных услугах, услугах связи, а также обеспече­ние инженерными коммуникациями земельных участков с целью реализации комплекса инвестиционных проектов.

База развития Сурского  района - сильный аграрный сектор. Анализ экономического развития района в комплексе с оценкой преимуществ инвестирования позволил определить  «полюса роста», т.е. отрасли, имеющие наибольший потенциал развития, обладающие высо­кой привлекательностью для потенциальных инвесторов: сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, необходимо делать упор на дальнейшее их  развитие.

Данный фактор имеет ключевое значение для привлечения инвесторов, поскольку использование продукции, производимой на территории района, в качестве сырья, сокращает транспортные расходы и риски снабжения будущего производства. В соответствии с аграрной специализацией, район производит продукцию сельского хозяйства (зерно, мясо, молоко), часть продукции перерабатывается, часть реализуется за пределы района как сельхозсырьё, так и продуктами переработки данного сырья.

В агропромышленном комплексе района возможно увеличение производственных мощностей  по производству продуктов питания, так как  имеется  узкая и однотипная  специализация, хотя современные технологии позволяют значительно расширить ассортимент продуктов питания.

Большим резервом развития промышленности является углубленная переработка сельскохозяйственного сырья. Ориентация района на переработку сельскохозяйственного сырья и производство продуктов питания потребует привлечения инвесторов.

Для формирования инвестиционной привлекательности района  будет скоординирована работа:

-по созданию и ведению реестра инвестиционных проектов, в целях обеспечения единой районной информационной базы данных о состоянии инвестиционной среды в районе;

-по размещению информации  на официальном сайте органов местного самоуправления  муниципального образования «Сурский район» и в средствах массовой информации,    об инвестиционном потенциале района;

 -по обеспечению своевременной рассылки рекламных справочников по   инвестиционному потенциалу в районе, а также всех дополнительных материалов;

-по подготовке банка данных по законодательным, нормативным, эко­номическим условиям для инвесторов;

-по оказанию помощи инвесторам по кадровому обеспечению приоритетных инвестиционных проектов;

-активному участию в инвестиционных форумах, выставках, ярмарках и других аналогичных мероприятиях;

-использованию существующих механизмов субсидирования процентной ставки по кредитам.

Администрация муниципального образования «Сурский район» будет  оказывать содействие наиболее перспективным инвестиционным проектам, приоритетными  будут частные инвестиции, способствовать развитию и созданию благоприятного предпринимательского климата в районе, без которого невозможна успешная экономическая и инвестиционная деятельность.        

В районе сформированы «зелёные и «коричневые»  инвестиционные площадки, которые размещены на сайте администрации муниципального образования.  Реестр инвестиционных площадок постоянно обновляется.

Работа по инвестиционным площадкам ведётся с 2006 года. В районе имеются в наличие  инвестиционные площадки  производственного, торгово-развлекательного назначения, отдельные с комплексом необходимой инфраструктуры (подвод газа, воды, электроэнер­гии и др.)

Реализация инвестиционных проектов планируется по следующим направлениям:

Строительство предприятия по производству кирпича на основе использования глины из карьера  вблизи р.п. Сурское.

Строительство тепличного комплекса.

Строительство фабрики по производству индюшиного мяса.

В целях создания инфраструктуры для дальнейшего развития деловой среды согласно областной целевой программы «Газификация населенных пунктов Ульяновской области» на 2014 год запланировано строительство межпоселкового газопровода до с. Выползово с отводом на  с. Астрадамовка - Чеботаевка.

В 2014 году планируется сделать проектно-сметную документацию на строительство межпоселкового газопровода с. Ждамирово — с.Хмелевка.

Строительство межпоселкового и внутрипоселковых газопроводов планируется начать в 2015-2016 годах.

4.3.6. Развитие малого и среднего предпринимательства

Развитие малого и среднего  бизнеса должно стать одним из условий экономической стабилизации муниципального образования «Сурский  район».

Для улучшения предпринимательского климата и стимулирования развития приоритетных направлений в данной сфере поддержка малого и среднего предпринимательства должна  осуществляться на основе:

-совершенствования нормативно-правовой базы района;

-финансовой поддержки в виде предоставления субсидий (компенсаций) в части уплаченных процентов по предоставленным кредитам кредитных организаций;

-имущественной поддержки в виде предоставления в пользование муниципального имущества;

-социального партнерства бизнеса, власти и общества;

-поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

-организации деятельности координационного  Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства.

Реализация данного направления будет проводиться через мероприятия муниципальной целевой программы «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Сурском районе на 2014 – 2018 годы» с подпрограммой по развитию малого и  среднего предпринимательства;

       Стратегические цели:

Развитие механизмов финансово-кредитной  поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование механизмов использования   муниципального имущества, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства.

Содействие созданию и эффективному функционированию некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

          Достижение заявленных целей развития малого и среднего предпринимательства  Сурского  района  будет осуществляться по следующим   направлениям:

1. В области развития механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

-субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с  открытием собственного дела.

2. В области совершенствования механизмов использования  муниципального имущества для развития малого и среднего бизнеса:

- принятие нормативно-правовых актов администраций муниципальных образований.

3. В области административного регулирования и контроля:

 - координация совместных действий органов местного самоуправления  муниципального образования  и территориальных структур федеральных служб, осуществляющих на территории района функции надзора;

 - содействие переходу от системы обязательных плановых проверок к системе реагирования на факты нарушения законов.

4. В области информационной поддержки:

-создание на районном  уровне доступных информационных баз данных по объемам, видам  продукции и услугам, оказываемых в  районе;

- функционирование постоянного раздела на сайте администрации муниципального образования «Сурский район» «Предпринимательство» .

        Развитие малого и среднего предпринимательства в  муниципальном образовании «Сурский район» будет одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике  района. Должно способствовать снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе, так как имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Ожидаемые результаты:

- количество созданных предприятиями по инвестиционным проектам новых рабочих мест в течение 2014-2016 годов – не менее 45 единиц;

- общий объём уплачиваемых субъектами предпринимательства налогов в консолидированный бюджет Сурского района по инвестиционным проектам в течение 2014-2016 годов не менее 0,4 млн. рублей;

- увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 30 единиц;

- увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах консолидированного бюджета Сурского района до 20 процентов.

4.3.7. Развитие информационной сферы

Развитие информационной среды будет осуществляться согласно МП «Развитие информационного общества, использование информационных и коммуникационных технологий, снижение административных барьеров, повышение качества муниципальных  услуг в Сурском  районе 2014-2018гг.». 

Основные направления развития информационной сферы:

-обеспечение доступа населения  к информации о деятельности органов местного самоуправления, социально-экономическом и культурном развитии  района через печатные СМИ и официальный сайт администрации муниципального образования «Сурский район» www.surskoe ulo.ru и сайты администраций муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования.

Систематическое наполнение, расширение информационной структуры официального сайта администрации муниципального образования «Сурский  район»;

-распространение информации о функционировании официального сайта органов местного самоуправления среди населения Сурского района через рекламу в  СМИ.

Ожидаемые результаты:

- повышение компьютерной грамотности населения района ( обучение – не менее 20 человек ежегодно);

-   повышение качества жизни населения района за счет использования информационных и коммуникационных технологий в социальной сфере, а также в повседневной жизни.

 

5. Механизм управления реализацией Программы

 

Реализация Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития МО  «Сурский район» на 2014-2016 годы (приложение 1 к Программе).

Мониторинг хода реализации Программы осуществляется через мониторинг реализации каждого мероприятия указанного Плана.

Социально-экономическая эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных целевых параметров социально-экономического развития МО «Сурский район» на период с 2014 до 2016 года (приложение к  Программе).

Ответственным за контроль  реализации Программы, является управление экономического развития и размещения муниципального заказа  администрации МО «Сурский район».

Информация о ходе реализации Программы размещается на официальном сайте администрации МО «Сурский район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к Программе социально-экономического

развития  МО «Сурский район»

на 2014-2016 годы

 

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по реализации Программы социально-экономического развития

муниципального образования «Сурский район» на 2014-2016 годы

 

 

№ п/п

Задачи Программы

Мероприятия

Ответственный

исполнитель

Сроки

исполнения

 

1

2

3

4

5

 

1.

В сфере инвестиций

 

1.1.

Привлечение инвестиций в экономику района

Реализация муниципальной программы  «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Сурском районе на 2014-2018 годы»

Управление экономического развития и размещения муниципального заказа

2014 – 2016 годы

 

2. Содействие в реализации проектов  реестра инвестиционных проектов Сурского района

Управление экономического развития и размещения муниципального заказа

 

 

2.

В сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунальных услуг

 

2.1.

Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой.

Проведение  капитального ремонта многоквартирных домов на территории Сурского. Повышение уровня газоснабжения  населения района.

Реализация мероприятий муниципальной программы «Чистая вод».

Реализация муниципальной программы «Газификация населенных пунктов в Сурском районе на 2013-2015 годы».

Участие в 185-ФЗ.

Управление ТЭР ЖКХ, строительства и дорожной деятельности

2014-2016 годы

 

3.

В сфере развития агропромышленного комплекса

 

3.1.

Развитие агропромышленного сектора района

1. Реализация мероприятий по привлечению в агропромышленный комплекс Сурского района инвесторов, содействие инвесторам в решении проблемных вопросов

МБУ Управление развития сельского хозяйства

2014-2016 годы

 

3.2.

Осуществление модернизации инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры сельских территорий Сурского района

1. Реализация мероприятий по развитию сельских территорий (мероприятия по улучшению жилищных условий сельского населения, повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений) по муниципальной  программе

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

МБУ Управление развития сельского хозяйства

2014-2016 годы

 

4.

В сфере строительства

 

4.1.

Обеспечение жителей Сурского района комфортным и доступным жильём.

 

1. Формирование земельных участков под комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства

 

Управление ТЭР ЖКХ, строительства и дорожной деятельности

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям

2014-2016

годы

 

2. Обеспечение земельных участков, выделенных под комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой

Управление ТЭР ЖКХ, строительства и дорожной деятельности

2014-2016

годы

 

3. Стимулирование спро-са на жильё через реализацию и софинансирование:

 

 

2014-2016 годы

 

3.1. Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

Управление ТЭР ЖКХ, строительства и дорожной деятельности

2014-2016

годы

 

3.2.  Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы

Отдел молодежной политики и спорта

2014-2016

годы

 

4.2.

Обеспечение жителей района развитой транспортной инфраструктурой

Реализация муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства МО «Сурский район» на 2013-2015 годы»

Управление ТЭР ЖКХ, строительства и дорожной деятельности

2014-2016

годы

 

5.

В области образования

 

5.1.

Ликвидация дефицита мест в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста

1. Реализация муниципальной программы «Развитие и модернизация образования в Сурском районе» на 2014-2018» годы в части мероприятий по развитию и модернизации дошкольного образования в  районе.

Управление образования администрации МО «Сурский район»

2014-2016 годы

 

6.

В социальной сфере

 

 

 

 

6.1.

Обеспечение социальной поддержки населения, создание новых рабочих мест.

1. Проведение совещаний с главами администраций поселений с рассмотрением ситуации на рынке труда и вопросов по созданию новых рабочих мест

Управление экономического развития и размещения муниципального заказа

2014-2016

годы

ежемесячно

 

2. Осуществление мониторинга ситуации с созданием новых рабочих мест

Управление экономического развития и размещения муниципального заказа

2014-2016

годы

еженедельно

 

7.

В сфере культуры и спорта

 

7.1.

Довести к 2018 году уровень заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе

1. Реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики»

Отдел культуры и организации досуга администрации МО «Сурский район»

2014-2016 годы

 

7.2.

Проведение реконструкции и ремонта учреждений культуры, укрепление материально-технической базы   учреждений культуры, реализация приоритетных проектов культурной политики.

1. Реализация муниципальной программы  «Развитие культуры  МО «Сурский район» на 2014-2018 годы».

 

Отдел культуры и организации досуга администрации МО «Сурский район»

2014-2016 годы

 

                       

 

___________________________________

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к Программе социально-экономического

развития  МО «Сурский район»

на 2014-2016 годы

 

 

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПАРАМЕТРЫ

социально-экономического развития

МО «Сурский район»  на период с 2014 до 2016 года

 

п/п

Наименование показателей

Значения показателей

по годам

2014

2015

2016

1.

Уровень жизни

1.1.

Средняя продолжительность жизни, лет

70,0

70,5

71,0

1.2.

Общая площадь жилых домов, приходящаяся на  одного жителя, на конец года, кв. м

24,3

24,7

25,2

2.

Уровень развития экономики

2.1.

Индекс физического объёма продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к предыдущему году (в сопоставимой оценке), процентов

105,0

108,0

110,0

2.2.

Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общей численности, процентов

80,0

85

90

2.3.

Индекс физического объёма инвестиций в основной капитал к предыдущему году (в сопоставимых ценах), процентов

100,0

105,0

110,0

2.4.

Ввод общей площади жилых домов, тыс. кв. м

4,0

4,2

4,5

2.5.

Индекс физического объёма оборота розничной торговли к предыдущему году, процентов

102,0

104,0

105,0

             

 

_____________________

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78