Россиян при покупке товаров или услуг могут обмануть разными
способами, напомнили в Роспотребнадзоре в рамках проекта «Здоровое питание».
Эксперты перечислили виды таких жульничеств и рассказали, как потребители могут
защититься от обмана и что делать, если права покупателя нарушены.
«Обман потребителя» — это противоправные действия,
нарушающие права покупателя, за которые виновных лиц можно привлечь к
административной и гражданско-правовой ответственности.
Как пояснили в Роспотребнадзоре, обмануть могут где угодно:
продавцы в магазине, кассиры, работники организаций по оказанию различных услуг
населению. Хитрить могут и индивидуальные предприниматели.
Виды обмана потребителя:
Обмеривание — выдали товар меньшего размера, чем определено
договором купли-продажи.
Обвешивание — вручили товар меньшего веса или объема, чем
сказано в договоре купли-продажи.
Обсчет — тут много вариаций. Например, с человека взяли
больше денег, чем определено ценой товара, договором купли-продажи. Или продали
товар по завышенной цене. Обсчет бывает при утаивании излишней суммы,
полученной от потребителя, или возврате ему только части этой суммы.
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств
или качества товара — продажа, либо передача товаров (выполнение работ,
оказание услуг) без сообщения важной информации о потребительских свойствах или
искажение этих свойств. Сюда же можно отнести злоупотребление доверием
покупателя при информировании о товаре.
Нарушение других условий договора купли-продажи. Например,
продажа подделки.
Эксперты пояснили: если что-либо из перечисленного с
покупателем произошло, надо составить письменную претензию к продавцу или
изготовителю. Требовать нужно возмещения вреда, причиненного обманом, а в
некоторых случаях и уплаты неустойки. Одновременно можно обратиться с жалобой в
управление Роспотребнадзора, полицию, в органы прокуратуры. Если продавец или
поставщик услуг игнорирует письменное обращение, гражданин вправе обратиться в
суд.
Права потребителей должны соблюдаться даже при покупке
подержанных товаров, напомнили ранее власти. Вернуть деньги за б/у продукцию
можно независимо от того, идет ли речь о покупке товаров, бывших в
употреблении, на онлайн-площадках или в физических магазинах.