Специалисты Роспотребнадзора совместно с экспертами
проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «ФИНАНСОВАЯ КИБЕРГРАМОТНОСТЬ И БОРЬБА С МОШЕННИЧЕСТВОМ»,
которой содержатся рекомендации как снизить онлайн-риски.
Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в
онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях,
с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
- навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
- предоставление неполной информации о кредите - часть сведений
«спрятана» в дальних разделах договора;
- скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
- займы, взятые посторонним на ваше имя;
- «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить
в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
- отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
- недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие
оплату без оказания услуг;
- псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск
«законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют
положение.
- включение в полисы условий, снижающих вероятность
получения страхового возмещения;
- блокирование заключения договоров в электронном виде, если они
невыгодны страховщику;
- невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег
страхователя;
- продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом
депозита;
- занижение суммы страховой выплаты.
- предложение сложных продуктов (структурные
облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их
сути и рисков;
- сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой
активности;
- некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником
(«робоэдвайзинг);
- «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым
«инвестиционным гуру»;
- возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае
недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям,
столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный
центр по телефону 8-800-555-49-43
(звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных
дней на русском и английском языках.
При наличии признаков совершенного преступления вы
можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47,
через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД
России) или в отделение полиции по месту жительства.