Инвестиционная Стратегия муниципального образования «Сурский район» на период до 2020 года

 

 

Утверждена

постановлением администрации

муниципального образования

«Сурский район»

от __.__ 2018 года №______

 

 

Инвестиционная  Стратегия муниципального образования

«Сурский район» на период до 2020 года

 

Введение

 

Инвестиционная стратегия муниципального образования «Сурский район» на 2018-2020 годы  (далее – Стратегия) разработана на период до 2020 года и определяет приоритеты и направления развития в краткосрочной перспективе, состояние делового климата, прежде всего, проблемные аспекты, цели, задачи, мероприятия, направленные на развитие инвестиционной привлекательности.     

При разработке стратегии района администрация муниципаль­ного образования «Сурский район» исходит из принципа соответствия страте­гической цели и направлений развития района целям и приоритетам правитель­ства Российской Федерации и Ульяновской области.

В данной работе Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:

                           стратегическую цель развития района;

                           стратегические направления развития района - сформулированные в виде целевых требований необходимые результаты деятельности администра­ции района, обеспечивающие достижение стратегической цели;

                               стратегические действия - комплексы программных мероприятий и от­дельные мероприятия, проекты всех уровней, обеспечивающие решение задач, направленных на достижение стратегической цели в рамках стратегических на­правлений развития района.

Цель и стратегические направления развития района являются основой для формирования конкретизирующих их комплексных программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).

Структура стратегии представляет собой пошаговый анализ комплекса действий и направлений, содержащих обоснование целей и задач стратегии и способствующих их реализации.

 

Стратегическая цель инвестиционного развития муниципального образования «Сурский район» - социально-экономического развитие и стабильность, повышение уровня жизни населения.  Что предполагает: рост количества рабочих мест, качественные условия труда, достойную заработную плату,  рост покупательской способности жителей, обеспеченность гарантированными услугами здравоохранения и социального обеспечения, внутриполитическую стабильность, общественную безопасность, благоприятную экологическую обстановку, высококачественные  образовательные, культурные и досуговые возможности – все это создает   нормальные условия для рождения и воспитания детей, роста численности постоянного трудоспособного населения, обеспечения улучшения здоровья жителей, распространения здорового образа жизни.

Достижение стратегической цели обуславливает постановку следующих целей:

 - повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования «Сурский район»;

- привлечение инвестиций для интенсивного экономического развития муниципального образования «Сурский район».

Механизм реализации целей осуществляется посредством выполнения следующих ниже задач:

- эффективное взаимодействие органов местного самоуправления со всеми участниками инвестиционной  деятельности;

-формирование позитивного инвестиционного имиджа;

-формирование инвестиционной инфраструктуры и развитие инвестиционного потенциала района;

-формирование системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов.

 

С этой точки зрения объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы рай­она, их место и значение для функционирования социально-экономической системы, прямой и косвенный вклад в достижение при­оритетных целей администрации МО «Сурский район».

 

 


Раздел 1. Анализ  социально-экономического состояния МО «Сурский район»

1.1.          Краткая информация о социально-экономическом  развитии и состоянии инфраструктуры МО «Сурский район»

 

Историческая справка

Сурский район образован в 1928 году (Промзинский район). Административный центр района – р.п. Суркое (бывшее село – Промзино - Городище, Алатырского уезда, Симбирской губернии, основан в 1552 году).

Сурский район расположен  на северо-западе Ульяновской области. Протяженность района с севера на юг 32 км, с востока  на запад 64 км, конфигурация района компактная. Район граничит на севере с республиками Чувашия и Татарстан, на западе с республикой Мордовия, на юге с Карсунским и Майнским районами.

Общая площадь района составляет 168.8 тыс. га, в том числе сельскохозяйственных угодий – 109,9 тыс. га, из них пашни 78,5 тыс. га.

Расстояние от районного центра до г.Ульяновска - 122 км. Связь с районами и ближайшими регионами Российской Федерации поддерживается автобусным сообщением.

Административное деление

В соответствии со статьёй 17 Закона Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области  от 24.06.2004 года, муниципальное образование «Сурский район» наделено статусом муниципального района с административным центром рабочий посёлок Суркое.

В состав Суркого района входит 7 административно-территориальных единиц, в том числе 1 рабочий посёлок, 1 городское поселение, 6 сельских поселений, на территории которых находится 61 населённый пункт.

Демографическая справка

Численность населения проживающего на территории района  на 1 января 2017 года составила 17001  человек, в т.ч. городское население – 6409  человек (р.п.Суркое), сельское население -10592 человек. По состоянию на 1 января 2007 года численность постоянного населения составила 104,8 тыс. человек, в том числе постоянно проживающих 101,4 тыс. человек, из них 51% трудоспособного населения, 24% детей, 25 % пенсионеров.

Ежегодно сокращается численность граждан, а также число трудоспособных граждан  и возрастает число граждан старше трудоспособного возраста.

Образование и культура

Образовательную и воспитательную деятельность в Сурском районе осуществляет 20 муниципальных учреждений, 1 учреждение средне-специального образования. Отрасль культуры Сурского района насчитывает 4 муниципальных учреждений культуры, в их числе 26 культурно - досуговых учреждений, 24 библиотек, 3 учреждения дополнительного образования, 1 краеведческий музей,  парк культуры отдыха.

 

Климат, природные ресурсы

Территория Суркого района относится к умеренно тёплому агроклиматическому району Ульяновской области. По многолетним наблюдениям Суркой метеостанции климат района характеризуется следующими показателями:

Среднегодовая температура воздуха +3,2 С, абсолютный максимум температуры +38 С, абсолютный минимум – 48 С, продолжительность периодов с температурой выше 0 С – 212 дней. Выше +5 С – 175 дней, выше 10 С – 139 дней. Среднегодовое количество осадков – 470 мм, за вегетационный период выпадает осадков (май – сентябрь) – 205 мм. Продолжительность периода с устойчивым снежным покровом – 135 дней, окончательный сход снега примерно 24 апреля. Гидрографическая сеть района развита сильно. На территории района протекают 16 больших и малых рек. Наиболее заметными из них протекают река Сура, Барыш, Большая Якла. Общая протяжённость всех рек протекающих на территории района составляет 357 км.

По характеру рельефа территория района представляет собой волнистую, возвышенную равнину с  преобладающими высотами местности 200-250 м над уровнем моря. Расчленённость овражно-балочной сетью средняя.

24% территории района (36,4га) занимают леса, которые являются важным экономический потенциалом. Основная часть лесного фонда представлена лесами 1, 2 и 3 групп, основными лесообразующими породами лесов являются сосна, дуб, берёза, осина, липа.

Площадь с преобладанием хвойных пород составляет 25%, от всей лесопокрытой площади, твердолиственных и мягколиственных – 75%. Лесные ресурсы характеризуются сравнительно высокими показателями базовой продуктивности. Расчётная лесосека по хвойному хозяйству используется на 100%, по лиственному хозяйству на 30%.

Полезные ископаемые в районе представлены мелом, торфом, фосфоритами, охрой, глиной, пригодной для производства кирпича.

На территории Суркого района находятся три глиняных карьера с общим запасом сырья 1930 тыс. м3. пригодных для промышленных разработок:

Суркое «Литейно-механический завод» - 860 тыс. м3.

Б-Кувайское – 220 тыс. м3.

Студенецкое – 850 тыс. м3.

Мел встречается  в с. Б- Ключ 2,5 км к ЮЗ от с. Б-Ключ, 10 км к ЮВ от р.п. Суркое.( около 1000 тыс. м3  Сырье по химическому составу отвечает требованиям ТУ 10-11-428-87 в полном объёме, частично – ГОСТ 14050 - 78)

Минеральные краски, представленные на территории Суркого района относятся к группе охр,  они содержат в основном железистые окислы.  Краски болотного происхождения образовались при заболачивании отдельных участков вблизи от выхода на поверхность минерализованных грунтовых вод,  вследствие чего они обычно залегают в виде небольших линз, только в отдельных случаях встречаются в виде пластов значительного простирания. Краски употребляются для окраски крыш, заборов, полов и мебели. Месторождения минеральных красок встречается в с. Помаево, с. Аркаево (0,3 км к Югу от р.п. Суркое), с. Елховка (в окрестностях с. Елховка, вдоль р. Малая Сарка).

Песок в большом количестве встречается в с. Барашево, с. Городец. д. Александрия Суркого района

Торф - около 8039 тыс. м3 из них пригодно на топливо 7269 тыс. м3, на удобрение 78 тыс. м3, самое большое месторождение находится в ГПФ «Вьюнково». Запасы торфа сырца 30495 тыс. м3, болото «Без названия» 1145 тыс. м3, а всего выявлено 27 месторождений с запасом торфа от 11 тыс. м3 до 3049 тыс. м3.

Фосфориты и осадочные горные породы, насыщенные фосфатами. Суркие фосфориты содержат большое количество песка, глинистых частиц, пирита и железистых окислов. Содержание фосфорного ангидрида колеблется от 17,7% до 25%. (Ждамировское  местрождения 28 км к СЗ от р.п. Суркое в 5 км на СВ от с. Ждамирово, Алашское месторождения  5 км от с. Гулюшево).

Инженерная инфраструктура

Водоснабжение

Обеспеченность населенных пунктов МО «Сурский район» централизованным водоснабжением составляет 44% ( 27 населенных пункта из 62).

  На территории МО «Сурский район» имеются водопроводные сети протяжённостью  - 205,84 км, в среднем процент износа по ним составляет 70-80%, сети введены в эксплуатацию в период с 1959 по 1988 год;

- 10 артезианских скважин, средний процент износа составляет 70%,  введены в эксплуатацию в период с 1959 по 2008 г.г.;

- 13 каптажей, средний процент износа составляет 70%, введены в эксплуатацию в период с 1973 по 1999 г.г.;

- 9 водонапорных башен, процент износа составляет 80%.

На территории МО  Сурское городское поселение сельское поселение услуги по водоснабжению оказывает МУП «Сурское». По МО Астрадамовское сельское поселение МУП «Родник».

В остальных сельских поселениях услуги по водоснабжения оказывают администрации поселений

Централизованные сети водоотведения в МО «Сурский район» отсутствуют.

Газификация

Уровень газификации Сурского района по состоянию на 17.07.2018 года  составляет 52,8%. Общая характеристика газового хозяйства муниципального образования Сурской район приведена в таблице

 

Общая протяженность газопроводов, км

226,1

внутрипоселковый

177,6

межпоселковый

48,5

Количество квартир газифицированных природным и сжиженным газом

33562

По состоянию на 17.07.2018  года  в МО «Сурский район» построено 48,5 км межпоселковых и 177,6  км. внутрипоселковых газопроводов, газифицировано жилых домов 4365 из 8257 жилых домов.

Всего в  МО «Сурский район» 62 населенных пункта, из них полностью газифицировано 6 населённых пунктов, 4 населённых пункта газифицировано частично, 31 населенный пункт не подлежит газификации (как малонаселенные пункты или где  нет жителей), 21 населенный пункт подлежит газификации.

Ежегодно вводятся в эксплуатацию новые линии газо­проводов.

Теплоэнергетическое хозяйство

В районе эксплуатируется 24 тепловых пункта, обеспечивающих ото­пление жилья (2) и объектов соцкультбыта (22) из них: 1 котельных находится на об­служивании ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области».

Электроснабжение

Электроснабжение района осуществляет ОАО «УСК», распредели­тельных электрических сетей ОАО «Ульяновскэнерго», ПАО «МРСК-Волги».

Протяженность электрических сетей составляет 1058 п.км., количество транс­форматорных подстанций - 251 единица. Техническое состояние линий удовлетворительное.

Жилищное хозяйство

Введено в действие жилых домов организациями всех форм собственно­сти и индивидуальными застройщиками на 2017г. - 13,5 тыс. кв. м. общей жилой площади. Из них домов индивидуальными застройщиками - 49,612,5 тыс. кв. м.

Автодорожная инфраструктура

Общая протяженность муниципальных дорог – 336,7 км, из них с асфальтобетонным покрытием соответствующим нормативам – 106,9км.

Пассажирские перевозки в Сурском районе осуществляют 1 юридическим лицом, кото­рые обслуживают 7 внутренних муниципальных маршрутов.

Связь и телекоммуникации

В Сурском районе имеется  подразделения связи: ОАО «Ростелеком», отделение почтовой связи  ФГУП «Почта России».

Все населенные пункты района телефонизорованы. Наряду с традиционными услугами успешно продвигаются услуги Интернет по коммутируемому доступу, Интернет по выде­ленной линии, Интернет с использованием технологии ADSL, интеллектуаль­ная сеть.

                                                                                                                  


1.2.          Анализ уровня экономического развития МО «Сурский район»

 

Промышленное производство

На территории района действуют ряд предприятий промышленности, из них    наиболее крупные: ООО «Агро-Гулюшево», ООО «Чеботаевка», ООО «Завод маслосыродельный «Сурский»,  ПО «Сура», ООО «Астрадамовский пищекомбинат».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

По итогам января - декабря  2017 года   оборот крупных и средних организаций  сложился в сумме  1 325,0  млн. руб., темп роста к соответствующему периоду 2016г.-  98,4%. (в 2016г. прирост к 2015г. составил 106%). Отрицательная динамика обусловлена исключением показателей ТОСП ООО «НДН-агро», ввиду фактического прекращения деятельности.

Объём отгруженной продукции по итогам января - декабря 2017 года – 917,0 млн. рублей, что составляет  106,4% к уровню 2016 года (в 2016г. прирост к 2015г. составил 113%).

 По объёму отгруженных товаров собственного производства на 1 работающего район занимает 9 место среди сельских районов области,

 

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство – наиболее развивающаяся отрасль экономики муниципального образования.   Большая часть представителей бизнес-сообщества  определяют именно эту отрасль.    Ведущее место в экономике района занимает сельскохозяйственное производство, на их долю приходится 82% общей отгрузки организаций.

Показатели растениеводства можно отразить в таблице:

Показатели

Ед.

изм.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Площадь сельхозугодий, всего:

тыс.га

109,9

109,9

109,9

109,9

в т.ч. площадь пашни

га

71500

71500

71500

71500

          посевная площадь

га

50772

52055

56983

56923

          в т.ч. зерновые

га

33550

35808

36430

37119

                     подсолнечник

га

3502

2560

3644

929

                    картофель

га

47

55

60

 

                    овощи

га

24

52

50

40

Валовый сбор:

 

 

 

 

 

зерновые

тонн

90594

74801

87084

94422

подсолнечник

тонн

3970

2656

3223

905

картофель

тонн

365

840

285

 

овощи

тонн

266

367

512

171,2

Урожайность:

 

 

 

 

 

зерновые

ц/га

27,0

21,0

24,3

30

подсолнечник

ц/га

11,3

10,4

12,8

9,7

картофель

ц/га

77,6

152,7

81,4

 

овощи

ц/га

110,8

70,6

102,4

42,8

 

На 1 января  2018 года в целом по району  поголовье крупного рогатого скота составляет  102,1% к  уровню 2016 года или 6848 голов скота.  Поголовье коров снизилось к уровню 2016 года по всем категориям хозяйств на 5,1 % (142 головы),  Поголовье свиней увеличилось на 215 голов, составляет  109,3%  к уровню 2016 года,  по сельскохозяйственным предприятиям  поголовье свиней  отсутствует. 

Темпы роста поголовья  скота  по всем видам  выше   среднеобластных.

Реализовано скота и птицы по всем категориям хозяйств- 104,3% к уровню соответствующего периода прошлого года.

Показатели урожайности сельскохозяйственных культур одни из самых высоких в области.

Сдерживающими факторами развития отрасли являются:

-   износ сельскохозяйственной техники в хозяйствах района;

-   недостаток высококвалифицированных кадров;

-   высокий уровень цен на новую технику;

-   высокие ставки по кредитам;

-    наличие большого количества посредников на пути от производителя продукции до конечного потребителя;

-   диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и энергоносители.

Потребительский рынок

Характерными особенностями потребительского рынка муниципального образования являются ежегодно увеличивающиеся насыщение рынка товарами и услугами, увеличение доли  при продаже товаров отечественных и местных товаропроизводителей.

Потенциал роста потребительского рынка ограничен небольшой числен­ностью населения района, к тому же происходит естественная убыль населения, которая не компенсируется миграционным притоком.

Несмотря на это развиваются франчайзинговые сети, местный рынок ин­тересен для крупных розничных операторов, которые исчерпали возможности развития в крупных городах и выходят на рынки регионов. и др. Открыт 2-й супермаркет «Магнит», супермаркет «Пятерочка» (ООО «Агро-аспект»), магазин «Красное/белое» (ООО Лабиринт-Волга»), что позволит расширить конкурентную среду, рост оборотов розничной торговли с 2018г.

В районе действует 162 объект торговли. В 2017 году открылось 4 предприятия торговли в том числе 2 сетевых супермаркета, 1 мини-пекарня-кондитерская.

 

Основные показатели потребительского рынка МО Сурской район

наименование показателя

2016г.

2017г.

Оборот розничной торговли, млн. руб.

319,9

 

319,9

в % к аналогичному периоду предыдущего года

в сопоставимых ценах

102,4

77

Оборот общественного питания, млн. руб.

179,0

10,7

 

в % к аналогичному периоду предыдущего года

в сопоставимых ценах

103,4

97

Сложившееся размещение объектов торгов­ли в районе не полностью отвечает потребностям населения. Особенно остро сказывается неравномерность размещения сети торгового обслуживания в сельских населенных пунктах.

По развитию сети розничной торговли лидирующую позицию занимает Сурское городское поселение.

В последнее время отмечается качественное изменение форматов тор­говли в сторону укрупнения (форматы супермаркетов).

Оборот розничной торговли на 60% формируется торгующими предпри­ятиями, доля рынков составляет 40% от общего объема торговли (не входящий в учет официальной статистики).

Увеличению оборота розничной торговли способствуют такие факторы, как: рост количества предприятий торговли разных форматов, совершенствова­ние форм торгового обслуживания, расширение ассортимента реализуемой продукции.

37


На постоянной основе еженедельно проводятся ярмарки «выходного дня».

На территории Сурского района осуществляют свою деятельность 7 предприятий общественного питания.

Проблемой отрасли является - уровень обеспеченности услугами общественного питания.

Для повышения уровня обслуживания населения, увеличения числа предприятий общественного питания и развития числа дополнительных услуг предусмотрены проведение следующих мероприятий:

-  улучшение эстетического оформления мест общественного питания,

-  создание производственных условий для расширения ассортимента реализуемой продукции,

-  соответствие предприятий общественного питания требованиям  стандартов безопасности;

-    улучшение качества оказываемых услуг общественного питания, в том числе за счет реконструкции объектов;

-    повышение квалификации работников отрасли;

-            открытие новых объектов общественного питания; развитие сети спе­циализированных закусочных.

Проблема потребительской сферы в недостаточном уровне развития сферы бытового обслуживания  района. Это отражается на качестве жизни местного населения.

Инвестиционная активность данной отрасли представлена различными направлениями развития отраслевых групп бытовых услуг. В бытовом обслу­живании по основным отраслевым группам услуг прогнозируются следующие мероприятия, в том числе в сфере «неформальной деятельности»:

а)   Развитие услуг по ремонту и улучшенной отделке квартир, оборудова­ние их встроенной мебелью. Усиление контроля и повышение ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за качество ремонтных и строительных работ.

б)    Увеличение расширения предлагаемых услуг по ремонту и пошиву одежды. Расширение предоставления таких услуг предполагается организациями частной формы собственности и индивидуальными предпринимателями.

г)   Расширение перечня услуг парикмахерских, в том числе в маникюр­ных, педикюрных и косметологических кабинетах, освоение новых видов мод­ных причесок, применение декоративной косметики, что позволит увеличивать объемы услуг парикмахерских.

д)   Применение компьютерно - цифровых технологий при изготовлении и реставрации фотографий и фотопортретов, способствует повышению качества и расширению ассортимента услуг фотографий.

е)    Количество автотранспортных средств у населения создает необходи­мость расширения услуг по техническому обслуживанию и ремонту авто­транспорта, что позволит увеличить объемы данного вида услуг.

Рынок труда

Занятость населения

Уровень безработицы в динамике представлен ниже:

Период

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Уровень безработицы, %

1,19

0,78

0,61

0,44

0,36

0,49

0,49

Сохраняется потребность в кадрах высококвалифицированных профес­сий.

Наиболее востребованы на рынке труда следующие специалисты: - механизаторы, трак­тористы-машинисты, электрогазосварщики, рабочие строительных профессий, водители всех категорий, электромонтеры, агрономы, ветеринары, медицинские работники, педагогические кадры. Из-за низкой заработной платы остаются временными рабочие места, не требующие квалификации – такие как подсобные рабочие в сельскохозяйственном производстве.

 

  Уровень жизни населения

Основными индикаторами уровня жизни населения являются показатели реальных денежных доходов, начисленной заработной платы и назначенных пенсий и пособий. Среднемесячная заработная плата остается ниже среднеобластного показателя, однако нельзя не отметить положительную динамику.

Среднемесячная заработная плата составила 18 413,6 по итогам января-ноября 2017г., прирост 108,9% к уровню 2016г., сохранена положительная динамика последних лет:

Период

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Среднемесячная заработная плата, руб.

10534,6

13055,1

14738,3

15747

16355

16746,7

18413,6

 

Малое и среднее предпринимательство.

Доходная часть бюджета МО «Сурский район» на прямую зависит от количества предприятий, зарегистрированных на его территории. По данным регистра хозяйствующих субъектов Ульяновскоблстата на 1 января 2018 года на территории муниципального образования зарегистрировано 489 ООО и ИП, из которых 36 %, находятся в частной собственности, 29% организаций относятся к муниципальной собственности, 25% - к государственной

Динамика количества действующих ИП  по отношению к прошлому году положительная(+10 ИП), однако по юр. лицам динамика отрицательная (-13), ввиду наиболее преференциального налогообложения для ИП по сравнению с иными организационно-правовыми формами осуществления предпринимательской деятельности.

Из них: 2-средних предприятия, 17-малых и микропредприятия, 218 – ИП.

За 2017 год в  создано  504 новых рабочих места, 105,4% к уровню 2016 года (478 рабочих мест).

Налоговые доходы от субъектов МСП

Наименование доходных источников

Январь-декабрь 2016

 (тыс. руб.)

Январь-декабрь 2017

(тыс. руб.)

ЕНВД

3618,8

3153,1

ЕСХН

2578,6

1735,1

Патент

484,5

589,5

УСНО

765,9

972,4

ИТОГО

7447,9

6450,1

 

В малом бизнесе трудится 2011 человек, или около 45% от среднесписочной численности работающих.

Сегодня субъекты малого предпринимательства производят строительные материалы, продукты питания,  одежду  и другую продукцию широкого спектра, оказывают современные услуги: ремонт и пошив швейных изделий, ритуальные услуги, парикмахерские, ремонт автотранспорта, изготовление металлоизделий, транспортные услуги и прочие.

         В районе действует муниципальная программа «Формирование благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании «Сурский район Ульяновской области на 2014-2018 годы», утверждённая Постановлением Администрации муниципального образования «Сурский район» от 30.12.2013 г. №684- П-А.

        В рамках вышеуказанной программы в районе функционирует АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области».

По итогам 2017 года Центром развития предпринимательства оказано услуг: 2602, что составляет 101% к аналогичному периоду прошлого года (2593).

При АНО «Центр развития предпринимательства Сурский район Ульяновской области» функционирует обособленное структурное подразделение микрокредитной организации Фонда «Фонд развития и финансирования предпринимательства Ульяновской области. Основная цель фонда – предоставление займов по льготной процентной ставке на цели развития и расширения деятельности бизнеса, при этом процентная ставка составляет от 3 до 7,75%, а срок предоставления займа до 3лет.

Объем привлеченных кредитных ресурсов в экономику района:

-  2015г.-7 313 612 руб.,

-  2016г.-11 442 558 руб.,

-  2017г.-19 930 000руб.

По результатам работы за 2017 год при сопровождении муниципального Центра район развития предпринимательства Суркого района реализованы 40 проектов с общим объёмом инвестиций 65,85млн. руб., создано 106 новых рабочих мест.

 

Туристско-рекреационный кластер

Развитие туризма является одним из приоритетных направлений МО «Сурский район». В 2017г сформировано туристическое портфолио муниципального образования, в которое вошли материалы туристических и веломаршрутов. Информация о туристическом  маршруте, который имеет историческо- паломническое направление, размещена на официальном сайте Агентства по развитии туризма.

 Проделана  работа по обеспечению туристической и придорожной инфраструктуры - обеспечено наличие информационных указателей, парковочных мест, скамеек и мест отдыха.

Количество посетителей туристического маршрута «Никольская гора»  за 2017год – более 20 000 чел., говорят о высоком потенциале для развития данного направления.

Инвестиционная деятельность

 

За 2017 год в основной капитал из всех источников  муниципального образования «Сурский район» по оперативным данным (с учетом инвестиций субъектов МСП, не включенных в Статрегистр) за счет всех источников финансирования направлено 281,8 млн. руб. инвестиций.

Информация по свободным инвестиционным площадкам направляется в Корпорацию развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области, Корпорацию развития Ульяновской области.

На сайте администрации МО «Сурский район» функционирует раздел с информацией об инвестиционном потенциале Суркого района.

Сформирован перечень свободных инвестиционных площадок, в т.ч. по прудовым объектам, общей площадью зеркала – 60,6 га.

По результатам проведенного мониторинга показателей инвестиционной активности за  2017 год по муниципальному району предоставлены земельные участки для реализации инвестиционных проектов:

- реальный сектор экономики 7 участков площадью – 570,10 га.

 

Основной целью инвестиционного развития является  рост числа  субъектов малого и среднего предпринимательства, расширение видов деятельности действующего бизнеса, увеличение объемов, ассортимента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, налаживание взаимодействия между субъектами различных масштабов, расширение «географии» бизнес-контактов.

Достижение данной цели возможно при обеспечении соответствующей кадровой подготовки, инфраструктуры, логистики, преференциальной административной политики, стимулирующей предпринимательскую активность.

Задачами инвестиционного развития муниципального образо­вания Сурский район являются:

-    дальнейшее развитие аграрного комплекса, производящего экологически чистую, конкурентоспособную продукцию, посредством технологической мо­дернизации предприятий сельского хозяйства, при этом увеличив производство сельскохозяйственной продукции и создав замкнутый цикл по производству и переработке сельхозпродуктов;

-развитие промышленного комплекса, ориентированного на переработке продукции сельского хозяйства.

Затраты на сырье, его доставку, затраты на оплату труда -  наиболее значимые позитивные факторы инвестиционной привлекательности района, сохраняют относительно невысокий уровень, для развития отрасли сельхоз переработки.
Раздел 2. Анализ состояния делового климата в МО «Сурский район»

 

2.1. SWOT-анализ.

 

Анализ показывает, что конкурентные преимущества муниципального образования превосходят факторы, сдерживающие инвестиционную привлекательность и инвестиционные риски.

Результаты SWOT-анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования представлены в таблице№1.

 

Таблица № 1                                                     

SWOT-АНАЛИЗ факторов инвестиционной привлекательности муниципального образования «Сурский район»

 

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Географическое положение, природные ресурсы и явления.

1.Выгодное географическое положение района.

2. Развитая сеть автомобильных дорог.

3.Наличие  плодородных почв,  благоприятные климатические условия для выращивания зерновых и технических культур.

 

Агропромышленный комплекс

1.Развитая сельскохозяйственная от­расль: накопленный опыт организации сельхозпроизводства,

наличие профессиональных кадров, рациональное размещение сельского населения.

2.Успешное развитие растениеводства за счет организации научного земледелия, повы­шения урожайности сельскохозяйственных  культур, без увеличения посевных площадей.

3.Обеспеченность хозяйств сельскохозяйственной тех­никой.

1.Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования федеральным центром сбыта сельскохозяйственной продукции.

2. Проблемы сбыта продукции растениеводства, отсутствие рынка зерна. Незрелость сельхозпроизводителей для кооперации

3. Животноводство снизило свое ведущее положение в АПК района вследствие сокращения общего поголовья с 1990-х годов и концентрации производства животноводческой продукции в укрупнившихся личных подсобных хозяйствах.

4. Низкая степени переработки продукции, отсутствие переработки.

Промышленность

1.В районе сложился  промышленный потенциал деревообработки.

2. Наличие местной сырьевой базы

для развития перерабатывающей  промышленности.

1.Слабые позиции производителей на агропродовольственных рынках, отсутствие административной поддержки, привели к частичному замещению продукции собственного производства  товарами конкурентов.

2.Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции.

3.Изношенность производственно-инженерной инфраструктуры.

ЖКХ, транспорт и связь

1.Уровень платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства доведен до 90,0%

2.В районе действует система социальной поддержки в виде предоставления адресных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

3.Развитая сеть междугородних маршрутов.

4.Развитие информатизации и телекоммуникационной  инфраструктуры.

5.Модернизация  и расширение услуг связи и телекоммуникаций.

1. Высокий уровень износа основных фондов жилищно-коммунальной инфраструктуры, низкий коэффициент полезного действия и использования мощностей, большие потери.

  

Инвестиции в основной капитал

1. Наличие  в МО различного вида инвестиционных площадок.

2. Рост инвестиций в сферу сельскохозяйственного производства, торговли и услуг.     

1. На многих инвестиционных площадках отсутствует инженерная инфраструктура.

2.Отсутствие статистической информации об объёмах инвестиций по малым и средним предприятиям и организациям 

Малые,  средние предприятия и бизнес

1.Развитая инфраструктура торговли, грузопассажирских перевозок, СТО, бытового обслуживания населения.

2.Насыщенность товарами первой необходимости за счет местного производства, переработки сельскохозяйственной продукции (хлебобулочная, молочная).

 

1.                 Значительная территориальная дифференциация, сосредоточенность субъектов МСП в районном центре.

2.            2. Неполный охват территорий, особенно в отдаленных населенных пунктах,  услугами малого и среднего предпринимательства (бытовое обслуживание, платные услуги и др.).

Демография и социальные процессы

1.Развитая сеть учреждений социальной сферы, обеспечивающая оказание медицинских, образовательных и социально-культурных услуг.

2.Разветвленная сеть учреждений культуры в районе,  позволяющая обеспечить равный доступ населения к культурным благам.

4.Многожанровость и высокий уровень подготовки творческих коллективов.

1. Снижение численности активного населения, старение населения района.

2.Дефицит квалифицированных кадров в отрасли здравоохранения, образования.

2.Недостаточное финансирование деятельности учреждений физической культуры и спорта.

3.Нарастающий дефицит высококвалифицированных кадров, старение профессиональных кадров как в промышленности и в сельском хозяйстве.

Уровень и качество жизни населения

 1.Повышение зарплаты на 30% за пять лет.

2 Увеличение суммы субсидий на одного пользователя в 2,2 раза за пять лет.

3.Cнижение числа безработных граждан на  40%.

4.Создание системы защиты населения от социальных рисков в условиях экономического кризиса через систему социальной защиты.

1. Растущее расслоение населения по уровню доходов, увеличивается число граждан, нуждающихся  в социальной поддержке. 

2.Снижение уровня рождаемости, повышение уровня смертности.

3.Изношенность инженерной инфраструктуры и высокая затратность жилищно-коммунальной сферы

 

Конкурентные преимущества

(Сильные стороны)

Внутренние сдерживающие факторы

(Слабые стороны)

1

2

1.Высокая обеспеченность энергореСурами (электроэнергия, газ, вода), развитая сеть коммуникаций.

2.Транспортная доступность к другим регионам.

3.Наличие плодородных земель.

4.Благоприятный инвестиционный климат и административная поддержка инвесторов.

5.Наличие, в том числе в муниципальной собственности, участков, пригодных для инвестиций, промышленной, деловой и жилой застройки.

6.Создание промышленных, рекреационных зон и других обособленных территорий, привлекательных для инвесторов.

7.Наличие стратегических и программных документов социально-экономического развития района на перспективу

1.Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация.

2.Отсутствие свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на инвестиционную деятельность.

3.Высокие затраты инвесторов на обеспечение подключения к объектам транспортной и энергетической инфраструктуры.

4.Длительные сроки предоставления земельных участков для строительства и прохождения согласительных процедур.

5.Недостаточное взаимодействие между инвесторами и поставщиками услуг.

Возможности для развития

Внешние и внутренние угрозы для развития

1.Совершенствование законодательства в части улучшения инвестиционного климата.

2.Повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата муниципального образования.

3.Местоположение муниципального образования в транспортной системе страны.

4.Намечаемое строительство новых автомобильных магистралей федерального и международного значения, проходящих через район.

5.Участие предприятий района в реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ Ульяновской области, ориентированных на реформирование и инновационное обновление промышленного и аграрного производства, развитие рекреационной сферы, импортозамещение.

6.Выход продукции предприятий муниципального образования на рынки других регионов страны и зарубежья.

7.Возможность пополнять трудовые реСуры за счет граждан, возвращающихся на постоянное место жительства из-за пределов области.

1.Ухудшение экономических и  политических отношений со странами-партнерами.

2.Усиление межрегиональной конкуренции на рынках рабочей силы, инвестиций, товаров и услуг.

3.Сохранение теневой экономики, особенно в сфере малого бизнеса.

4.Рост цен на энергоносители.

5.Инфляция.

6.Отток трудовых реСуров.

 

Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем были использованы для определения стратегической цели и направлений развития Сурского района. в реализации эффекта взаи­модополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

В итоговом SWOT-анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития муниципального образования рассматриваются, прежде всего, с точки зрения геостратегического и транспортного положения района, его экономическго и человеческого потенциала, природных ресурсов, развития инфра­структуры, конкурентоспособности предприятий.

Анализ внешних и внутренних угроз для развития позволяет выделить основные меры «нейтрализации» их отрицательного эффекта:

- налаживание каналов сбыта продукции сельскохозяйственного производства, в т.ч. посредством развития сельскохозяйственной кооперации;

- модернизация и обновление основных фондов в сельском хозяйстве;

- работа с «теневым» сектором экономики;

- развитие инвестиционного потенциала, в т.ч. развитие инфраструктуры инвестиционных площадок;

- совершенствование демографических показателей:

·    активно привлечение молодых специалистов и сокращение миграционного оттока молодежи;

·    повышение качества медицинского обслуживания и образовательных услуг;

·    развитие спортивной и досуговой инфраструктуры.

Оценка SWOT-анализа позволяет выявить «точки роста» и основные стратегические направления развития района на предстоящую перспективу.

На основе SWOT-анализа определены следующие «точки роста» и  направления, существенно влияющие на развитие муниципального образования:

1.Производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

2.Промышленное производство.

3.Развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

4.Жилищное строительство и благоустройство жилого фонда.

5.Развитие потребительского рынка, сферы торговли и услуг.

6.Предпринимательство, малый и средний бизнес.

7.Развитие туризма,  индустрии отдыха и развитие современного ландшафтного дизайна.

8.Экономическое развитие муниципальных образований.


2.2.              Оценка мероприятий по повышению степени привлекательности отраслей экономики МО «Сурской район»

Анализ экономического развития района в комплексе с оценкой преиму­ществ инвестирования позволил определить отрасли, обладающие высокой привлекательностью для потенциальных инвесторов:

>       обрабатывающая промышленность;

>       сельское хозяйство;

>       потребительская сфера.

Соответствующими подразделениями ведется постоянная работа в целях повышения инвестиционной привлекательности, развития инвестиционной деятельности, формирования благоприятных условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов

1.                 В разработке нормативно-правовой акт, дающий преференциальный налоговый режим  инвестиционным проектам, которым в установленном порядке присваивается статус приоритетного инвестиционного проекта МО «Сурский район» Ульяновской области,  приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области и особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области;

2.                 Внедрена  процедура оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативно – правовых актов, затрагивающих интересы субъектов МСП, а также экспертиза действующих НПА;

3.                 Внедрен Стандарт деятельности органов местного самоуправления Ульяновской области по обеспечению благоприятного делового климата на территории муниципальных  образований  Ульяновской области.;

4.                 Введена система индивидуальной работы с инвесторами с полным сопровождением всего инвестиционного процесса;

5.                 Обновлена информация по инвестиционным площадкам территории МО «Сурский район» Ульяновской области, для подготовки инвестиционных  предложений;

6.                 Разработан паспорт МО «Сурский район», в котором отражен инвестиционный потенциал муниципального образования, а так же ключевые направления развития района;

7.                 Обновлен раздел официального  сайта Администрации МО «Сурский район», посвященный вопросам инвестиционной деятельности;

8.                 Отмежеван участок, подготовлена информация об инженерных коммуникациях,  SWOT-анализ для формирования муниципальной промышленной зоны  совместно с Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области.

9.                 Подготовлена презентация инвестиционного потенциала муниципального образования «Сурский район» на русском и английском языках. Данные презентации размещены на сайте Администрации МО «Сурский район».

10.            Открыт многофункциональный центр,  который дает возможность бизнесу получить государственные услуги в режиме, который исключает контакт бизнесмена с представителями органов власти и существенным образом влияет на систему противодействия коррупции.

11.            На базе АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» создано обособленное структурное подразделение микрокредитной организации Фонда «Фонд развития и финансирования предпринимательства Ульяновской области». Основная цель фонда – предоставление займов по льготной процентной ставке на цели развития бизнеса.

Вышеперечисленные мероприятия проводятся целях формирования  благоприятного инвестиционного климата в Сурком районе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Стратегические направления политики муниципального образования по привлечению инвестиций

Настоящая Стратегия, концентрируясь на факторах, определяющих инвестиционную привлекательность муниципального образования, охватывает следующие приоритетные направления инвестиционной политики района:

1.            Развитие промышленного и  агропромышленного комплекса муниципального образования на основе его модернизации и создания новых производств, замкнутого цикла по производству и переработке сельхозпродукции;

2.                                  Развитие индустрии отдыха и туризма.

3.                                  Рост бюджетной обеспеченности муниципального образования.

4.                                  Создание благоприятной среды жизнедеятельности для  повышения уровня и улучшения качества жизни людей.

5.                                  Формирование системы информационной и консультационной поддержки предпринимательской деятельности

 

                                  

3.1. Стратегические цели политики муниципального образования по привлечению инвестиций

 

Цель инвестиционной политики – привлечение  и оптимальное использование инвестиционных ресурсов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования.

Реализация стратегических направлений развития района предполагает решение следующих задач:

По первому стратегическому направлению  «Развитие промышленного и  агропромышленного комплекса муниципального образования на основе его модернизации и создания новых производств, замкнутого цикла по производству и переработке сельхозпродукции».

- Создание на территории муниципального образования развитой инфра­структуры, ориентированной на удовлетворение потребностей населения и хо­зяйствующих субъектов в финансовых, коммунальных, а также услугах связи посредством реализации инвестиционных проектов.

- Создание узнаваемого, благоприятного для инвестирования образа му­ниципального образования как района с высокоразвитым аграрным комплексом и развивающимся потребительским сектором.

- Перевооружение промышленного и агропромышленного комплекса муниципального образования на новой современной технической и технологической основе;

- Привлечение в  район крупных компаний и крупных инвесторов;

- Развитие депрессивных промышленных площадок.

По второму стратегическому направлению «Развитие индустрии отдыха и туризма»:

-обеспечение эффективного использования и вовлечение в экономику района имеющихся природно-рекреационных ресурсов;

-создание инвестиционно-привлекательного имиджа района, позиционирование района на региональном и межрегиональном уровне;

- популяризация создания  субъектов МСП в  туристско-рекреационной сфере.

По третьему стратегическому направлению «Рост бюджетной обеспеченности муниципального образования»:

- рост объемов инвестиций в экономику и социальную сферу;

- увеличение дополнительных поступлений в  бюджет муниципального образования за счет повышения фонда оплаты труда в результате  реализации мер по повышению заработной платы работников, создания новых рабочих мест; увеличения стоимости имущества организаций, обусловленной строительством новых предприятий, обновлением и модернизацией основных фондов; развития МСП; увеличения количества прибыльных предприятий;

- обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки должностных лиц, ответственных  за привлечение инвестиций и поддержку предпринимательства.

По четвертому стратегическому направлению «Создание благоприятной среды жизнедеятельности для  повышения уровня и улучшения качества жизни людей»:

-реализации проектов по развитию объектов инфраструктуры с использованием механизма муниципально-частного партнерства;

-взаимодействие между инвесторами и поставщиками услуг;

-повышение уровня обеспеченности населения доступным и благоустроенным жильем;

-повышение качества жилищно-коммунальных услуг;

-обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения в товарах, бытовых и платных услугах;

-развитие современной сети здравоохранения, дошкольной и школьной образовательной сети, учреждений культуры, библиотек, физкультурно-оздоровительных объектов, создание условий для здорового образа жизни;

-обеспечение максимальной занятости населения.

По пятому стратегическому направлению «Формирование системы информационной и консультационной поддержки предпринимательской деятельности»:

-эффективная система оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы действующих муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

-оптимизация интернет – ресурса муниципального образования, раздела инвестиционной деятельности, обеспечение прямой связи органов местного самоуправления  с инвесторами;

-обеспечение деятельности Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области;

ормирование и оптимизация системы информационной и консультационной поддержки и популяризация предпринимательской деятельности, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

-проведение мероприятий по сокращению сроков и административных барьеров при реализации инвестиционных проектов.

 

3.2. Значимые инвестиционные проекты

 

Реализация стратегической цели предполагает развитие как  традиционного сектора, включающего сельскохозяйственные предприятия, устойчиво функционирующие в настоящее время, так и предприятия, планирующие свою деятельность в ближайшей перспективе.

Развитие Суркого района должно сопровождаться стабильной  диверсифицикацией основных отраслей  экономики района, повышением степени обработки выпускаемой продукции и повышением производительности труда.

Большие надежды в реализации инвестиционных проектов возлагаются на сельское хозяйство. Поэтому  наиболее перспективным направлением является переработка продукции животноводства и растениеводства.        Сурский район специализируется на сельском хозяйстве, растениеводстве - поскольку уровень плодородия почвы достаточно высок, животноводство также активно развивается, в том числе на уровне крестьянско-фермерских хозяйств.

В Сурком районе развивается фермерское движение.  Это стало возможным в том числе, благодаря выделению грантов на развитие в рамках реализации программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. За время действия этих программ с 2012 года 4 фермеров Суркого района получили гранты на развитие своих крестьянских фермерских хозяйств. На эти средства получатели грантов приобрели 220 голов КРС. Хозяйства в настоящее время осуществляют свою хозяйственную деятельность, увеличивают поголовье КРС.

Ярким примером эффективной реализации инвестиционного проекта, служит реализация проекта ООО «Агро-Гулюшево». Объем инвестиций – около 1000,0 млн. руб. По состоянию на 01 мая 2017года на предприятии  имеется 2382 голов КРС. За   текущий период  в хозяйстве получено 381 голова приплода.  Среднесуточный надой на 1 фуражную корову по комплексу составляет 20,4 кг. Ежедневно реализуется до 25,0 т. молока. За 2018 год  произведено 3097 тонн молока, или 85% к соответствующему периоду прошлого года (было надоено 3664т). Производство мяса составило 121 тонн, что на 18 тонн больше соответствующего уровня 2017 года. Среднесуточные привесы в хозяйстве составляют 819 грамм. Хозяйство имеет 52 единицы различной современной сельскохозяйственной техники.

С начала реализации инвестиционного проекта было создано 195 новых рабочих мест.  Среднемесячная заработная плата составила 23 048 руб.

Большое внимание уделяется отрасли животноводства. Хозяйство имеет статус племенного репродуктора по черно-пестрой породе крупного рогатого скота. Расширяет свою деятельность по направлению животноводство: ООО «Гулюшевское» 1900 гол., 12 рабочих мест в 2018г.со средней заработной платой 28000 руб., общий объем инвестиций – 100,2 млн руб.

Стабильно работает ООО «Чеботаевка». Предприятие силами 175  работников обрабатывает посевные площади около 10 000 га. Хозяйство занимается и животноводством. Поголовье КРС на 01.05.2018г.-1641 гол., выше уровня прошлого года на 40 гол.

Хозяйство обеспечивает жильем молодых специалистов, работающих в данном сельхозпредприятии.  В настоящее время идёт строительство жилого дома.

В 2015 году построен  зерносклад на 1000 т. Каждый год производится ремонт молочно – товарной фермы. Отремонтированы коровники, летний телятник, откормочник  КРС.

В хозяйстве имеется  магазин, где реализуются товары повседневного спроса и собственная сельскохозяйственная продукция.

          ООО АПК "Весенний сюжет" 

 

 
специализирующееся на переработке с/х культур(горох, ячмень, пшеница, кукуруза, просо, подсолнечник).

Объем реализации в 2017 году  составил 1747,0 тыс. руб., что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Численность работающих составила 36 человек.

Предприятие расширяет площади и сферу деятельности, на текущий момент посажено 4000 саженцев яблонь, до конца года планируется посадка еще 6000 деревьев, а концу 2019г. количества деревьев будет доведено до 50 000. Планируется также постройка мест для хранения плодов в целях их дальнейшей реализации.

         Одно из самых устойчивых ООО «Астрадамовский пищекомбинат», занимающийся переработкой овощей и фруктов (огурцы, морковь, томаты, свекла, кабачки, капуста, тыква, смородина, яблоки) собственного производства, поставляет свою продукции на реализацию не только в Ульяновской области, но и далеко за ее пределами. Неоднократно продукции пищекомбината проявляли интерес зарубежные потребители. Предприятие является также получателем областной грантовой поддержки.

 

ПО «Сура»  - крупнейший производитель хлебобулочных изделий проводит активную модернизация устаревшего оборудования (установка 2 новых линий по выпечке хлеба высшего сорта и 1 сорта). В данный инвестпроект вложено около 2,5 млн. рублей.

На зарекомендовавшем себя далеко за пределами района, ООО «Завод маслосыродельный «Сурский» также проводится модернизация компрессорного холодильного оборудования,  в рамках проекта «Развитие сельхозкооперации», закуплено 2 молоковоза. На базе маслозавода сегодняшний день работает сельскохозяйственный кооператив ССПК «Перспектива».  Основное направление деятельности кооператива – это сбор и переработка молока. Молоко собирается от фермеров и личных подсобных хозяйств сельских поселений.

В стадии активной реализации проект ИП Мельникова Д.С.- овцеводство (450-гол.), разведение сельскохозяйственной птицы (600-гол), овощеводство, кролиководство, закуплено оборудование. Предприниматель рассматривает вопрос об организации травяной муки для своего поголовья, в этих целях оформляется земельный участок с пойменными лугами в качестве сырья. Кроме того в среднесрочной перспективе планируется производство колбасных изделий из собственного и закупаемого сырья.

В 2018г. начата реализация инвестиционного проекта в сфере растениеводства ООО «Воля», планируется к посеву около 6000 га. В 2018г. создано 20 рабочих мест со средней заработной платой 21 000 руб.

         ИП Димитриенко И.А. также активно развивается. В октябре 2017 года открыта пекарня-кондитерская, при ней магазин для реализации продукции собственного производства, налажен сбыт в г. Ульяновск. Объем инвестиций более 5 млн. рублей, создано 10 рабочих мест. В 2018г. открыто летнее кафе, аптечный пункт при поликлинике, в планах открытие 2-х врачебных кабинетов.         Одним из перспективных направлений развития туристических услуг – Действующий проект - ИП Фадеев С.А. - это размещение гостиных домиков на пруду у р.п. Суркое (отдых, баня, рыбалка, катание на лодках, катамаранах и др.), вложения более 5 млн.рублей.

Приоритетно дальнейшее развитие инвестиционного потенциала в сфере паломнического, исторического, архитектурного, спортивного, экологического туризма:

- строительство мест размещения, придорожный сервис, общественное питание, , изготовление и реализация сувенирной продукции и раздаточных материалов,

- вовлечение в экономику и обеспечение эффективного использования имеющихся природно-рекреационных ресурсов, например, р. Сура, множество ГТС, посредством инициирования спортивных экспедиций;

- ввиду популярности экотуризма и велотуризма актуален вопрос организации кемпинга, дальнейшего развития действующих веломаршрутов и разработки новых, а также организация орнитологических, архитектурных и исторических экспедиций в с участием опорного ВУЗа, Союзом охраны птиц России, Союзом архитекторов России, Русским географическим обществом;

- развитие архитектурного туризма, ввиду наличия множества объектов купеческой архитектуры в р.п. Сурское, актуальна разработка туристического маршрута по объектам культурного наследия;

 - основное направление туристического потока – Никольская гора, постоянный поток паломников (за 2017г. ок 20 000чел.) обуславливает также формирование полноценного  туристического продукта – а это безопасные пути следования, инфраструктура, информационные указатели, места размещения и питания, благоустроенная окружающая территория. количество посетителей за 2017год – ок. 20 000 чел. Никольская гора включена во все местные действующие экскурсионные маршруты (Исторические вехи, Сокровища старины глубокой, За благословением на Никольскую гору).

Наша достопримечательность посещена Комиссией по импортозамещению при Министерстве культуры РФ. В настоящий момент Никольская гора рассматривается  в качестве дополнительного места  в брендовый маршрут Ульяновской области. Конечная цель в этом направлении  - создание полноценного популярного туристического маршрута.

В перспективе ближайших лет запланировано создание бизнес-парка совместно с Корпорацией развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области. Подобная «территория роста» позволит резидентам пользоваться определенными льготами и преференциями. Получение данного статуса позволит привлечь на территорию района новых инвесторов, а также активизировать местный бизнес.

 

         3.4. Механизм реализации Стратегии

Механизм реализации Стратегии инвестиционного развития муниципального образования предусматривает организационно-управленческие, нормативно-процессуальные, финансово-экономические,  социальные, информационно-коммуникационные функции участников ее реализации:

-реализацию стратегических документов с обозначением приоритетов для инвестиций в районе;

-формирование и обновление реестра инвестиционных  проектов;

-создание  и реализация механизмов поддержки инвестиционной деятельности;

-предотвращение создания административных барьеров и необоснованного регулирования бизнеса;

-функционирование Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, с участием представителей общественности;

-наличие площадок с доступной инфраструктурой для  размещения производственных и иных объектов инвесторов;

-наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов;

-наличие системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

-создание оперативной связи инвесторов с руководителями органов местного самоуправления;

-функционирование специализированного раздела об инвестиционной деятельности в муниципальном районе;

-ежегодное инвестиционное послание главы администрации муниципального образования;

-активное вовлечение сельских поселений в инвестиционный процесс

- мониторинг исполнения (оценка уровня эффективности), Структурным подразделением ответственным за мониторинг реализа­цию Стратегии в целом является управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации муни­ципального образования «Сурский район».

.

В целях эффективного исполнения подготовлен План мероприятий по реализации Стратегии - Приложение №1, а также в целях оценки эффективности Стратегии разработаны индикаторы реализации Стратегии - Приложение №2.

Участниками реализации Стратегии являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории муниципального  района, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие организации.

Результатом принятия инвестиционной стратегии станет создание и обеспечение эффективного функционирования в Сурком районе нормативно закрепленной, целостной, инвестиционной системы, способной обеспечить выполнение поставленных целей социально-экономического развития района.

         Успешное достижение целей и выполнение задач, предусмотренных в настоящей стратегии, значительно повысит инвестиционный имидж района для потенциальных инвесторов, подтвердит надежность ее экономического состояния, стабильность социально - экономической обстановки, послужит залогом увеличения дополнительных собственных доходов.


Заключение

Реализация Стратегии направлена на привлечение финансовых средств, для создания современных производств и увеличения количества новых рабо­чих мест, что положительно скажется на денежных доходах населения и его платежеспособном спросе.

В общем случае оценка ожидаемых результатов реализации инвестици­онной стратегии осуществляется по следующим критериям:

       экономическая эффективность, определяемая величиной дополни­тельной прибыли, получаемой инвесторами проектов, а также ростом объемов производства базовых отраслей экономики района;

       бюджетная эффективность, которая характеризуется приростом суммарной величины налоговых поступлений в консолидированный бюджет от реализуемых мероприятий;

        социальная эффективность, определяемая приростом доходов насе­ления в результате реализуемых мероприятий.

Необходимо выделить два неотъемлемых компонента категории эффекта:

1)     Прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и объемов произ­водства.

2)     Косвенное увеличение этих показателей в результате реализации сово­купного мультипликативного эффекта от осуществляемых мероприятий.

Как правило, косвенный эффект довольно трудно обосновать и рассчи­тать, он будет выражен в относительных показателях.

Ожидаемые результаты реализации стратегии социально - экономического развития муниципального образования Сурской район до 2020 года позволяют сделать вывод об эффективности предлагаемых стратегических мероприятий по перечисленным критериям: экономическая эффективность (рост объема инвестиций, рост доли добавленной стоимости в объеме реализованной продукции), социальная эффективность (рост средне­месячной заработной платы и среднедушевых доходов).

Основными критериями оценки эффективности деятельности органов власти района по реализации Стратегии за анализируемый период являются:

-    достижение целевых показателей реализации отдельных мероприятий, уста­новленных соответствующими программами социально-экономического разви­тия;

-    улучшение динамики основных показателей социально-экономического раз­вития района по сравнению с краевыми показателями, за анализируемый и пре­дыдущий год (годы);

-   эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в район и аккумулируемых в нем в ходе реализации Стратегии.

Оценка результатов реализации Стратегии развития района, а также их эффективности должны стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке Стра­тегии.

Основными критериями оценки эффективности деятельности органов власти района по реализации Стратегии за анализируемый период являются:

-    достижение целевых показателей реализации отдельных мероприятий, уста­новленных соответствующими программами социально-экономического разви­тия;

-    улучшение динамики основных показателей социально-экономического раз­вития района по сравнению с краевыми показателями, за анализируемый и пре­дыдущий год (годы);

-   эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в район и аккумулируемых в нем в ходе реализации Стратегии.

Оценка результатов реализации Стратегии развития района, а также их эффективности должны стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке Стра­тегии.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии:

1.     Увеличение объемов промышленной продукции, за счет расширения ассортимента производимой продукции, повышения конкурентоспособности функционирующих предприятий, а также создание новых предприятий и про­изводств.

2.    Создание на территории муниципального образования развитой инфра­структуры, ориентированной на удовлетворение потребностей населения, хо­зяйствующих субъектов в финансовых, коммунальных, а также услугах связи, посредством развития существующей сети и создания новых предприятий.

3.    Создание узнаваемого, благоприятного для инвестирования образа му­ниципального образования, как района с высокоразвитым агропромышленным комплексом и потребительским сектором.

 


Приложение №1

 

План мероприятий по реализации Стратегии муниципального образования

«Сурский район» на период до 2020 года

 

 

п/п

Мероприятия

Сроки реализации

Ответственные исполнители

 администрации МО «Сурский район»

 

I.                  Формирование нормативно-правовой базы и организационной форма деятельности

по развитию инвестиционного потенциала МО «Сурский район»

 

1

Анализ теоретических и нормативных материалов по вопросам формирования благоприятного инвестиционного климата и стимулированию деловой активности

2018-2020

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

2

Анализ позитивной практики инвестиционной политики ОМСУ, в том числе на межрегиональном уровне 

2018-2020

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

3

Разработка и принятие нормативно-правовых актов по вопросам развития инвестиционной привлекательности и взаимоотношений ОМСУ и малого и среднего бизнеса

2018-2020

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (по согласованию)

 

4

Проведение заседаний Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области

ежеквартально

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

II.               Деятельность по повышению инвестиционной привлекательности МО «Сурский район»

 

5

Участие представителей бизнеса и 6администрации МО «Сурский район» в выставочно-ярмарочной деятельности, деловой программе мероприятий для инвестиционного развития с участием муниципалитетов

по мере организации

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

6

Разработка, актуализация презентационных материалов, демонстрирующих  инвестиционный потенциал

 МО «Сурский район»

2018-2020

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

7

Актуализация инвестиционного раздела

 на официальном сайте МО «Сурский район»

Постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию);

Отдел по информатизации, телекоммуникаций и защите информации МУ «Управление делами»

администрации МО «Сурский район»

 

8

Работы  с инициаторами инвестиционных проектов

Постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию);

 

9

Мониторинг инвестиционной деятельности на территории муниципального образования «Сурский район», формирование и ведение реестра инвестиционных проектов

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

10

Формирование и ведение реестра инвестиционных площадок, земельных участков с целью размещения на них объектов инвестиционной деятельности

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию);

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Сурский район»;

Управление ТЭР, ЖКХ, строительства, архитектуры  и дорожной деятельности;

Главы администраций сельских поселений (по согласованию)

 

III. Развитие инвестиционной деятельности, поиск инвесторов

 

11

Размещение на сайте официальном сайте МО «Сурский район» паспортов свободных инвестиционных площадок, инвестиционных предложений для потенциальных инвесторов

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

12

Сопровождение инвестиционных проектов и консультирование инвесторов по вопросам поддержки инвестиционной деятельности на местном и региональном уровне

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Сурский район»;

Управление ТЭР, ЖКХ, строительства, архитектуры  и дорожной деятельности;

Управления правового обеспечения ОМСУ;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию).

 

13

Разработка предложений по эффективному использованию муниципальной собственности с использованием привлеченных инвестиций

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Сурский район»;

Главы администраций сельских поселений (по согласованию)

 

14

Предоставление субъектам малого и среднего  предпринимательства объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, в том числе земельных участков, в аренду на долгосрочной основе с преимущественным правом последующего выкупа

По мере необходимости

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Сурский район»;

Главы администраций сельских поселений (по согласованию)

 

15

Оказание помощи при подключении объектов инфраструктуры

По мере необходимости

Управление ТЭР, ЖКХ, строительства, архитектуры  и дорожной деятельности

 

16

Взаимодействие с Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области, АО «Корпорация развития Ульяновской области», АО «Корпорация  развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области» по вопросу привлечению потенциальных инвесторов на территорию района

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

постоянно

Управление развития промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства администрации муниципального образования «нский район»;

АНО «Центр развития предпринимательства нского района Ульяновской области» (по согласованию)

17

Привлечение инвесторов к реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям

постоянно

Управление экономического развития и размещения муниципальных заказов администрации МО «Сурский район»;

МБУ Управление сельского хозяйства;

АНО «Центр развития предпринимательства Суркого района Ульяновской области» (по согласованию)

 

 

 

 

Приложение №2

 

Индикаторы реализации Стратегии муниципального образования

«Сурский район» на период до 2020 года

 

п/п

Индикаторы реализации Стратегии

Прогноз

2018

год

2019

 год

2020

год

1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на конец соответствующего года – всего, ед.

102 % к уровню 2017г.

 103 % к уровню 2018г.

 105 % к уровню 2019г.

2

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. рублей

свыше 100 % к уровню 2017г.

свыше 100 % к уровню 2018г.

свыше 100 % к уровню 2019г.

3

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. рублей

свыше 100% к уровню 2017г.

свыше

100 % к уровню 2018г.

свыше

100 % к уровню 2019г.

4

Создано новых рабочих мест, ед.

 100 %  планового показателя

100 %  планового показателя

100 %  планового показателя

5

Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей

110 % к уровню 2017г.

115 % к уровню 2018г.

117 % к уровню 2019г.

 

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78