10 декабря в рамках мероприятий в рамках «Недели антикоррупционных инициатив проведен ОБУЧАЮЩИЙ ВЕБИНАР ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ по 44 ФЗ, с муниципальными заказчиками были рассмотрены следующие темы:

ОБУЧАЮЩИЙ ВЕБИНАР ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ по 44 ФЗ

 

10 декабря в рамках мероприятий в рамках  «Недели антикоррупционных инициатив проведен    ОБУЧАЮЩИЙ ВЕБИНАР ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ по 44 ФЗ,  с муниципальными заказчиками были рассмотрены следующие темы:

 

Тема: «Специфика проведения государственных закупок в 2020 году.

Перспективы развития контрактной системы на 2021 год»

 

        Онлайн-лекция главного специалиста - эксперт отдела экономического мониторинга, инвестиций, развития предпринимательства, размещения муниципального заказа и торговли Тихоновой Елены Юрьевны на тему организации и проведения государственных закупок по 44-ФЗ в 2020 году. Перспективы развития контрактной системы на 2021 год.

 

         В рамках данного учебного материала рассмотрены наиболее сложные вопросы и проблемы правоприменительной практики по 44-ФЗ, а также разобраны последние ключевые изменения в законодательстве о закупках (в том числе, изменения, связанные с новым коронавирусом) и перспективы развития контрактной системы на 2021 год.

Практика применения и толкования Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) находится на этапе начала формирования. Судебная практика на настоящий момент еще крайне скудна и не дает возможности установить общие подходы судов к тем или иным положениям Закона № 44-ФЗ. Тем не менее, уже существует достаточно обширная практика антимонопольных органов по применению Закона № 44-ФЗ при рассмотрении жалоб. В настоящей статье анализируются позиции антимонопольных органов о применении положений Закона № 44-ФЗ, касающихся:

§    порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта; и

§    требования о необходимости указания наименования места происхождения товара.

 

Порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта

Закон № 44-ФЗ изменяет способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК). Так, статьей 22 Закона № 44-ФЗ установлено 5 возможных методов для определения НМЦК: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а также нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы. При этом приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. 

Рекомендации по обоснованию НМЦК каждым из указанных методов утверждены Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. Однако анализ жалоб показывает, что на практике могут возникать спорные ситуации, при которых не ясно, соблюден ли заказчиком надлежащий порядок определения НМЦК. 

При использовании метода сопоставимых рыночных цен возникают вопросы, связанные с допустимостью используемых заказчиком источников информации о ценах, а также с достаточностью такой информации. 

Так, антимонопольные органы обычно признают не противоречащим положениям Закона № 44-ФЗ определение НМЦК на основании менее чем пяти коммерческих предложений при условии, что заказчиком предпринимались попытки получить достаточную информацию о ценах.

Согласно части 3 статьи 22 Закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и/или финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Нарушение порядка обоснования НМЦК, влекущее снижение НМЦК, не будет являться существенным, так как не приводит к необоснованному расходованию денежных средств, а напротив, ведет к их экономии.

Стоит отметить, что управления антимонопольного органа в некоторых регионах считают, что решение вопроса о соответствии Закону № 44-ФЗ порядка обоснования НМЦК относится к компетенции органов финансового контроля, и поэтому не может быть рассмотрено антимонопольным органом.

 

Требование о необходимости указания наименования

места происхождения товара (НМПТ)

 

На практике возникают вопросы, связанные с применением положений части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, в частности, с обязанностью участников указывать в первой части заявки на участие в электронном аукционе «наименование места происхождения товара или наименование производителя».

Во-первых, антимонопольные органы при рассмотрении жалоб сходятся во мнении, что указание на конкретный товарный знак не приравнивается к указанию наименования производителя. Например, в решении от 3 марта 2014 года № 06/КС (жалоба № 03801000056/27.02.2014/719) УФАС по Республике Хакасия указал, что под одним товарным знаком продукцию могут выпускать разные производители. Поэтому указание товарного знака не является надлежащим исполнением обязанности, возложенной на участников статьей 66 Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, антимонопольные органы считают, что, исходя из формулировки положений части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ участник в любом случае, независимо от наличия или отсутствия конкретных товарных знаков, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности, обязан указывать либо НМПТ, либо наименование производителя.

Анализ практики выявил смешение заказчиками и участниками закупок понятий «НМПТ» и «страна происхождения товара». Необходимо учитывать, что понятие НМПТ используется в Законе № 44-ФЗ в смысле, придаваемом ему Гражданским кодексом РФ (ГК РФ). В соответствии со статьями 1516-1518 ГК РФ НМПТ представляет собой средство индивидуализации, правовая охрана которому предоставляется при условии его государственной регистрации. Сведения обо всех зарегистрированных НМПТ содержатся в специальном реестре. Приравнивание НМПТ к стране происхождения товара является неправильным, что подтверждается административной практикой. Если товары, предлагаемые к поставке, отсутствуют в реестре НМПТ, для соблюдения требований Закона №44-ФЗ участнику закупки достаточно указать конкретного производителя товаров.

 

Изменения в 44-ФЗ в связи с коронавирусом:

·                     продлили сроки действия отдельных контрактов;

·                     разрешили проводить закупки у единственного поставщика;

·                     COVID-19 признали обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором);

·                     увеличили лимиты для закупок малого объема;

·                     изменили правила работы с гарантийными обязательствами;

·                     отменили проверки;

·                     перешли на дистанционное рассмотрение жалоб;

Продлили сроки исполнения контрактов

30.10.2020 на портале правовой информации правительство опубликовало Распоряжение №2812-р от 29.10.2020, утверждающее перечень госконтрактов, по которым допускается изменение сроков действия, или госконтрактов, по которым допускается изменение сроков окончания работ (этапов). В постановлении уточняют, что эти меры введены из-за обстановки с распространением второй волны коронавирусной инфекции в России.

Правительство утвердило в табличной форме список госконтрактов, в которых разрешили изменять срок действия, и работ, которые в них заложены. Это оформляется допсоглашением, подписанным сторонами. А к подрядчикам по этим контрактам нельзя предъявлять требование об уплате неустоек.

 

Увеличили количество оснований для закупок у единственного поставщика

 

С 10 мая действует Постановление Правительства №647 от 08.05.2020, в котором определены новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Этим же документом кабмин урегулировал правила исчисления сроков для закупок в нерабочие дни. Собрали в таблицу новые антикризисные меры с 10.05.2020.

Списывают неустойку

27.04.2020 вступило в силу Постановление Правительства №591 от 26.04.2020, которое поправило Постановление Правительства №783 от 04.07.2018 о порядке списания неустойки. С этой даты оно регулирует порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. По новым правилам поставщиков освобождают и от уплаты штрафов за ненадлежащее выполнение и невыполнение условий госконтракта.

Признали коронавирус обстоятельством непреодолимой силы

 

В тех же письмах и ФАС, и Минфин признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Они указали, что распространение коронавируса — обстоятельство непреодолимой силы. Следовательно, участники освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

 

Увеличили лимиты для закупок малого объема, изменили размер обеспечения, перенесли изменения в ФЗ-44

 

14.04.2020 Минфин на официальном сайте анонсировал изменения в контрактном законодательстве. А уже 24.04.2020 опубликовали Федеральный закон №124 от 24.04.2020 об изменении отдельных законов по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением инфекции.

 

Изменили правила для обеспечения гарантийных обязательств, начисления пени и отменили процедуры

 

01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон №98-ФЗ об изменении отдельных законов для экстренного реагирования на распространение коронавируса 2019-nCOV. Внесены такие изменения в закупки по 44-ФЗ:

1.                  Госзаказчикам позволили до 31.12.2020 не требовать от СМП обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств в закупках с ограничениями для субъектов малого предпринимательства.

2.                  Обязали рассчитывать пени, исходя из цены этапа, за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Раньше вне зависимости от стоимости этапа пени считали, исходя из цены контракта, за вычетом исполненных обязательств. Не забудьте поправить проекты контрактов!

3.                  Распространили случаи, когда участник закупки не обеспечивает исполнение контракта, на обеспечение гарантийных обязательств.

4.                  Уточнили основание закупки у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

5.                  До 31.12.2020 разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

 

Остановили проверки и перешли на дистанционный формат работы

 

С 19.10.2020 ФАС вновь перешла преимущественно на дистанционный формат работы с использованием программ видеосвязи. Ссылку на инструкцию и приглашение (гиперссылку) для участия в видеоконференции отправляют участникам заседания заранее на email. Чтобы принять участие в конференции, заявителю или ответчику требуется перейти по гиперссылке в назначенное время. Некоторую работу комиссии могут временно отложить «с учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения закупок в связи с коронавирусом».

       Таким образом, антимонопольные органы уже начали вырабатывать определенные позиции в отношении применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ. Однако поскольку Закон № 44-ФЗ действует не так давно, практика его применения находится только на стадии формирования. Ее дальнейшее развитие зависит от множества факторов, например, от поддержки судами решений антимонопольных органов или от дальнейшей выработки ФАС России каких-либо единых рекомендаций по применению положений Закона № 44-ФЗ.

 

В 2021 году Правительство РФ готовит пакет поправок к закону

"О контрактной системе"

 

В частности, планируется включить поправки, направленные на выстраивание сквозной системы нормирования (установление требований, включая предельные цены, к закупаемым товарам, работам, услугам), также предполагается создать единую для всех госзаказчиков систему нормирования с использованием Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

Кроме того, будет продолжена линия на упрощение закупок, включая сокращение способов закупок, дальнейшее упрощение порядка проведения закупки, усиление предквалификации, типизацию контрактов, повышение действенности обеспечения заявок и контрактов, унификацию случаев несостоявшихся закупок, ограничения для необоснованного обжалования.




    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78