Доклад о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Сурский район» за 2013 год и их планируемых значениях на 3-летний период.

о достигнутых  значениях  показателей

для оценки эффективности деятельности  органов

местного самоуправления муниципального

образования «Сурский район» за 2013 год

и их планируемых  значениях  на 3-летний период.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29 апреля 2014 года

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

 

      По комплексу показателей Сурский район  в общем рейтинге экономической устойчивости муниципальных образований Ульяновской области по итогам 2013 года   занимает 18 место (по итогам 2012 года –  9 место).

Снижению рейтинговых показателей послужило ухудшение демографических показателей по итогам года (изменение числа зарегистрированных родившихся – 17 место в общем рейтинге (в 2012 г. – 3 место), коэффициент смертности – 21 место в общем рейтинге  (в 2012 г. – 11 место), показатель по реальной заработной плате упал в 2013г. до 14 места (в 2012г. было 3 место), по уровню безработицы - 20 место (в 2012г. – также 20 место)  и, также, ухудшение показателей по промышленно – строительному сектору (завершение строительства моста через р.Сура).

 Лидирующие позиции района в рейтинге по следующим показателям:

    - индекс физического объёма оборота общественного питания (в % к соответ. периоду 2012 года)  - 1 место;

   - Изменение производства молока (в % к соответ. периоду 2012 года)  - 1 место;

                -  Производство молока в с/х предприятиях (в расчете на 1 корову), кг – 1 место.

        По соглашению, подписанному между Правительством области  и администрацией МО «Сурский район» по итогам 2013 года из  23 индикаторов   выполнено 11 .

          Несмотря на определённые успехи в районе имеет место целый перечень нерешённых проблем:

          - относительно высокий уровень безработицы;

          - низкий уровень жизни населения.

         - низкие объёмы жилищного строительства .

Важнейшая роль в обеспечении динамичного роста экономики региона принадлежит малому бизнесу. Доля работников на малых и средних предприятиях в среднесписочной численности работников всех отраслей  в 2013 году составила – 43%.

За последние годы малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйства района.

          Малый и средний бизнес  по району представлен  358 субъектами предпринимательства, в том числе:

          44 малых предприятий;

          39 микропредприятий;

          275 – индивидуальных предпринимателей.

           В 2013 году открылось 44 субъекта предпринимательства, в том числе  8 юридических лиц и 36 индивидуальных предпринимателей.

                    В 2013 году среднесписочная численность занятых на малых предприятиях составила 2001 человек, что составляет 98,9% к аналогичному уровню 2012 года. У 53 предпринимателей-работодателей работают наемными лицами 155 человек.

           Среднемесячная оплата труда составила в целом по малым и средним предприятиям около    8850  рублей -  104,5% к аналогичному уровню прошлого года и  60,3% среднемесячной заработной платы в целом по району.                                                                                                                                                                                                                     

        За  текущий год в консолидированный бюджет района поступило от субъектов малого и среднего предпринимательства, ИП налоговых платежей (без учета НДФЛ) в сумме 13003,0 тыс. руб.,  что составляет 111,2% к 2012 году, или на 1300,7 тыс. руб. больше 2012 года.

          Сумма налоговых поступлений малого и среднего предпринимательства составляет 25,1% от всех собственных доходов консолидированного бюджета МО «Сурский район»   2013 года (в 2012 году – 24,0%).

          В соответствии с муниципальной программой развития малого и среднего предпринимательства МО «Сурский район» по  предоставлению субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства на открытие собственного дела за  2010 – 2013 годы 23 субъектам малого и среднего предпринимательства   было перечислено в виде грантовой поддержки 5750,0 тыс. руб.

          По состоянию на 1.01. 2014 года  этой категорией предпринимателей создано 75 новых рабочих мест, поступило налоговых платежей в сумме 2105,0 тыс. руб., или 36,6 от общей суммы выданных грантов.

          В районе в рамках программы «Развития малого и среднего предпринимательства» функционирует Центр поддержки предпринимательства Сурского района.  В  2013 году было оказано 825 услуг.

    Объём инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования  по крупным и средним предприятиям за 12 месяцев 2013 года в Сурском районе составляет  150,0 млн. руб., что составляет 66,9% к уровню   2012 года, основную долю занимают привлеченные средства (62%). По индексу физического объёма инвестиций район в рейтинге занимает 10 место, по  объёму  инвестиций  в расчёте  на  душу  населения   – 11 место.

Инвестиции в основном были направлены на развитие   сельского хозяйства- 41%  (ООО «Агро-Гулюшево»- 45,6 млн. руб., ООО «Чеботаесвка» -  16 млн. руб.), бюджетную сферу (7,8 млн. рублей)   и дорожное строительство.

Объём инвестиций в основной капитал ( за исключением бюджетных средств) в расчёте на одного человека  за 2012 год составил - 9019 рублей, в 2013 году- 3607  рублей и до 2016 года прогнозируется на уровне  10000 рублей.

По итогам 2013 года доля прибыльных сельскохозяйственных организаций составила 75%. В перспективе   планируется достичь  - 100%.

Площадь  земельных участков, являющихся  объектами налогообложения  земельным налогом  за последние 3 года выросла с 81% до 88%, до 2016 года  этот показатель  должен  составить 95%.

 

       В рамках программы  «Развитие дорожного хозяйства  до 2015 год» выполнены ремонтные работы автомобильных дорог местного значения:

- ремонт щебёночного покрытия р.п.Сурское по ул.Советская, ул.Октябрьская, ул. Воровского и переулки 1,2,3,4,5,6 ул. Воровского  на  сумму 4545,0 тыс.руб.,

-подготовлен проект на установку светофорного оборудования на перекрёстке ул.Ленина, ул.Хазова в р.п.Сурское на сумму 91,3 тыс.руб.;

-ремонт водопропускной трубы и ремонт щебёночного покрытия ул.Володарского в р.п.Сурское на сумму 1173,5  тыс.руб.;

-ремонт асфальтобетонного покрытия ул.Советская в р.п.Сурское  на сумму 420,4 тыс.руб.;

-ремонт асфальтобетонного покрытия ул.Волкова в с.Большой Кувай  на сумму 469,1 тыс.руб.;

-ремонт  щебёночного покрытия ул. Подгора в с.Малый Кувай  на сумму 748,1 тыс.руб.;

-ремонт  щебёночного покрытия ул. Мира в с. Хмелёвка  на сумму 792,4 тыс.руб.;

-ремонт  щебёночного покрытия  автомобильной дороги с.Шатрашаны-с.Атяшкино на сумму  460,0 тыс.руб.;

      С дорогами очень тесно связана другая проблема:  пассажирское обслуживание населения. Сегодня в районе имеется 9 регулярных внутримуниципальных автобусных маршрутов.

           Открывать новые автобусные маршруты или продлевать существующие  нерентабельно для перевозчиков. Но основная причина - это несоответствие дорожных условий нормативным. К 19 населённым из 22 оставшихся без автобусного обслуживания идут дороги либо  грунтовые, либо со щебёночным покрытием. К 3 оставшимся идёт дорога с асфальтовым покрытием, состояние которого неудовлетворительное.

         В текущем году ремонтные работы на дорогах будут продолжены, что позволит сократить  протяженность дорог, не отвечающих нормативным требованиям в 2016 году  до 30%.

       Проведение всех  мероприятий  по ремонту дорог сократит долю населения, проживающего в населённых пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения  с центром муниципального района  с 2,9%  в 2013 году до  1,5 % в 2016 году.

 

Определяющим показателем  оценки уровня жизни большей части населения района  является заработная плата.

          За  4  квартал 2013 года прожиточный минимум в районе для трудоспособного населения сложился в сумме 6978 рубля. Среднемесячная заработная плата за январь – декабрь 2013 года составляет – 14738 рублей, темп роста по сравнению с уровнем прошлого года 113%. , но данный показатель значительно ниже среднеобластного  - 21332 рубля. По уровню среднемесячной заработной платы район занимает 16 место в области, а по уровню реальной заработной платы – 14 место.  В то же время темпы роста среднемесячной заработной платы выше среднеобластных  на  0,3 %.

     По Соглашению, подписанному с Правительством Ульяновской области уровень среднемесячной заработной платы по району вырастет на 13% и составит – 16654 рубля.        

 

II. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  

    

           Для обеспечения главного принципа доступности образования прикладывались все усилия для  сохранения  сети образовательных учреждений. Более того, в Сарском, Чернёновском и  Лавинском детских садах открыты  три дополнительные группы,   открыта дошкольная группа на базе МОУ средней общеобразовательной школы с. Ждамирово и МОУ Чеботаевской средней общеобразовательной школы на 25 мест, тем самым  ликвидирована очередь в сельские дошкольные образовательные учреждения. Открыты 2 дополнительные группы в детском саду «Солнышко». В 2012 году на базе Кирзятской  СОШ,   путем  реконструкции 1-го  этажа школы открыты  2 дошкольные    группы  на 35  детей  и  подготовлена ПСД на  реконструкцию здания РКЦ под детсад  в р.п. Сурское.

          Особой напряжённости с обеспечением детей  местами в детских садах район не  испытывает. Сейчас решается  вопрос подвоза 32 дошколят с сёл, где нет дошкольных учреждений.

          В детских садах сохраняется  необременительной родительская плата с учётом  предоставляемой родителям компенсации в зависимости от количества детей в семье.

          С целью улучшения  материальной базы  детсадов в 2014 году  запланирована реконструкция здания РКЦ под детсад, ремонт и Выползовского детсада  с открытием дополнительной группы, ремонт помещений в Бар-Слободской ООШ под дошкольную группу.  Всё это позволит качественно повысить  уровень дошкольного  образования.

В 2014 году  работа в этом  направлении будет  продолжена, т.к. сегодня лишь  47 %  детей в возрасте    до 7 лет охвачены дошкольным образованием (в 2012 году- 44,4%), в дальнейшем данный показатель планируется довести до  70%.

          Всё это  позволит  нам ликвидировать дефицит  мест в детском саду и повысить охват дошкольным  образованием  детей 1-6 лет. Среднемесячная заработная плата по дошкольным образовательным учреждениям в 2013 году составила – 10275 рублей  и   в 2014 году  составит – 11303 рубля.

 

 

11I.  ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ 

 

           В 2013 году  учреждения образования района  решали  главную задачу - обеспечение доступного качественного  образования.

          В   районе функционировало 16  школ и  8   детских садов. 

          В Ждамировской и Кирзятской  школах работали дошкольные группы.

Дополнительное образование учащимся  представляли спортшкола и центр детского творчества. Всего образовательными услугами данных  учреждений пользовались 1361 ученик и 423 дошкольника.

 

На ремонтные работы  было  израсходовано 8,7 млн. рублей, что  позволило  решить ряд самых  больных вопросов. Был произведён ремонт крыш в Княжухинской, Лавинской, Кезьминской, Кувайской, Сурской школах;  ремонт спортзала в Кирзятской и замена окон в Сурской и Лавинской школах.

          В школах района приобретено учебно- лабораторное оборудование, оборудование столовых, спортинвентарь на  общую сумму  около 4-х млн. рублей.  Повысился уровень компьютерной обеспеченности до 8,2 ученика на 1 компьютер (2012г.-10).

        Доля учеников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам составила 98%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по муниципальным общеобразовательным учреждениям в 2013 г. составила  15020 рублей, в том числе учителей -18563 рубля. На перспективу заработная плата учителей будет повышаться в соответствии с Указом Президента России от 07.05.2012 года.

 Все муниципальные  общеобразовательные учреждения соответствуют  современным  требованиям  обучения. Расходы бюджета на общее образование  в расчете на 1 обучающегося  по итогам 2013 года – 83,1 тыс. рублей, повышение  к уровню 2012 года- 15,6%.

 

        

         1V. КУЛЬТУРА

       В 2013 году  наиболее приоритетными направлениями в  культурной  политике  для  администрации  МО «Сурский район»  являлось создание необходимых условий для  работы  всех учреждений культуры, выполняющих задачу  организации досуга и воспитания населения

          В этой связи проведен  необходимый комплекс мер.

          Полностью освоены средства, предусмотренные в бюджете 2013г. в объеме  27,5 млн. рублей.

          Произошло поэтапное  повышение зарплаты работникам культуры. В результате  на конец года средняя зарплата составила 10,9 тыс. рублей; 2012 год- 8,5 тыс. руб. Рост более чем 28%.

          Все учреждения культуры были   своевременно подготовлены к работе в осенне-зимний период.

          Активно реализовывалась программа «Модернизация  культуры в МО «Сурский район» на 2012-2016гг».  Все 57 учреждений культуры в течение года  оказывали услуги населению. В течение года проведено 3313 культурно-досуговых мероприятий, что больше  чем в 2012 году.

 

          Работало 166 клубных формирований с общим охватом 1405 человек.

          7 коллективов  художественной самодеятельности завоевали звание «народный».

          Резко поднялся уровень выставочной деятельности. Проведено более 62 выставок.

          Книжный фонд библиотек увеличился на 6,8 тыс. экземпляров.

          Велась работа по повышению квалификации работников культуры.

Проведено 35 совещаний, 12 семинаров, 57 выездов  в учреждения культуры для оказания методической помощи.

          На базе РДК проведено 4 крупных межрайонных фестиваля.

          Коллективы  художественной  самодеятельности  района приняли участие в 12 областных фестивалях и 7 межобластных  (в г. Нижний Новгород, г. Ярославль, г. Чебоксары и др.)

          Сурский историко-краеведческий музей стал  дипломантом Международного музейного фестиваля.

          Вместе с тем  в отрасли культуры остаётся  много нерешенных  проблем:

          - 8 СДК отапливаются  частично,

          -  22   СК требуют ремонта;

          - только 16% культработников имеют высшее, 52% -среднее образование;

          В ряде учреждений  остаётся низким уровень художественной самодеятельности и количество участников;

          - с трудом внедряются нетрадиционные виды услуг, предоставляемые учреждениями культуры;

          - низок  уровень контроля  за работой учреждений культуры, особенно со стороны сельских поселений.

          Эти и ряд других проблем нам предстоит решать в 2014 году.

       Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности по клубам, библиотекам и паркам культуры и отдыха составляет 100%.

         

 

        V.  ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА И СПОРТ

 

В 2013 году физкультура и спорт  получили в районе дальнейшее развитие. В районе  регулярно занимаются физической культурой и спортом 25,1% населения, данный показательна перспективу до 2015 года планируется довести до 35%. Следует особо отметить, что количество занимающихся физической культурой и спортом людей  стабильно растет.

      Особое внимание было уделено  зимним видам спорта (хоккей, лыжи).  Дополнительно  смонтированы  3 хоккейные коробки. Сейчас они имеются в 7-ми школах, в остальных залиты ледовые площадки.

          В течение года было  проведено более 70  массовых  спортивных  состязаний с  общим охватом  более 2,5 тыс. человек. 

          Спортивные команды  района принимали участие практически во всех региональных    спортивных мероприятиях.  В 2013 году наша хоккейная команда «Сура» активно включилась  в межрайонный турнир.

          Дальнейшее  развитие получили   традиционные виды спорта,  бокс, пауэрлифтинг, гиревой спорт, шахматы, футбол.

          Задачами  2014 года   являются:

          - вовлечение   большего числа  жителей района  в занятие физкультурой и спортом;

          - эффективное использование имеющихся  в районе  спортзалов, спортплощадок, хоккейных коробок;

          - организация внутри районного хоккейного турнира с шайбой и мячом;

          - проведение ремонта   центрального стадиона в р.п. Сурское.

          - проведение более  активной   работы  по популяризации здорового образа жизни.

В 2013 году продолжена  работа по подготовке проектно-сметной документации на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в р.п. Сурское, в 2014 году данная работа будет завершена, что позволит начать строительство объекта с 2015 года.

 

      VI.  ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЖИЛЬЁМ.

 

Достигнутый в 2013 г. показатель общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя в Сурском районе- (28,4 кв.м.) превышает  среднеобластной показатель (24,1 кв.м). Однако показатель ввода в действие общей площади жилых помещений в расчёте на душу населения в Сурском районе в 2013 г меньше, чем в целом по области .

В районе проводится работа  по реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России».

           Была проведена работа в каждом поселении, в результате чего было введено в эксплуатацию за 2013 год - 7050 кв.м. жилья.

          На 2014 год Министерством строительства Ульяновской области поставлена задача ввести в эксплуатацию  11700 кв.м. жилья.

          В районе работают  2  программы по обеспечению населения жильём для привлечения молодых специалистов, молодых семей для  проживания  в  сельской  местности.

По программе «Социальное развитие села до 2013 года»  в 2013 году выдано 17 сертификатов на приобретение и строительство жилья на сумму 7,2 млн. рублей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В ходе реализации программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011-2015 годы» в 2013 году  2 молодые семьи получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого. Общая сумма выплат составила  0,6 млн. рублей.

В текущем году работа по данным программам будет продолжена.

    Это позволит увеличить показатель общей площади жилых помещений, приходящейся на одного жителя района к 2016 г. до 30 кв.м.

 

 

 

VII. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

 

         Одна  из самых  проблемных  тем  -  жилищно-коммунальное  хозяйство  - в полной  мере  находится в зоне  ответственности   муниципалитета. И хотя  на сегодняшний день в сфере ЖКХ работают организации в уставном фонде которых доля муниципалитета либо отсутствует (ООО «Сурскжилкомхоз», УК «Стандарт»), либо составляет 25% (ООО «Уют») ответственность за предоставление жилищно – коммунальных услуг и – в целом за жизнеобеспечение  лежит на муниципальной власти.

           В ходе подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону 2013 – 2014 гг. было выполнено мероприятий на сумму  14,0 млн. рублей.

 Для  улучшения  водоснабжения и проведения газификации в 2013 году выполнены  следующие работы:

-  по очистке артезианской скважины  с.Лава на сумму 344,1 тыс.руб.;

- по обследованию артезианской скважины с.Хмелевка на сумму 50,0 тыс.руб.;

-  по установке частотного регулятора работы глубинного насоса в с. Кирзять на сумму 93,0 тыс. рублей.

- ремонт сетей водопровода  и водоразборных колонок на сумму 275,6 тыс.руб.;

- изготовлена проектно-сметной документации на строительство водопроводных сетей (6,4 км) и водонасосной станции в р.п.Сурское на сумму

631,6 тыс.руб.

-   построено 14,7 км   внутрипоселковых сетей газопровода, в том числе:

-5,7 км в с.Барышская Слобода, газифицировано 60 домов;

- 9,0 км в с.Выползово, выполнен монтаж ВДГО 49 квартир.

 -  проведена экспертиза   проектно-сметной документации для строительства внутрипоселковых сетей газопровода с.Никитино, с.Астрадамовка, с.Лебедевка, с.Чеботаевка н сумму 2733,5 тыс.руб. ( областной бюджет- 2006,9 тыс.руб.; бюджет района – 726,6 тыс.руб.)

       В рамках  мероприятий по реализации субсидий на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в 2013 году в р.п.Сурское выполнены работы по благоустройству придомовых территорий многоквартирных домов в р.п. Сурское  на сумму 1786,5 тыс.руб. (1607,8 тыс.руб.- областной бюджет; 178,699 тыс.руб.- бюджет МО Сурское городское поселение).  Всего выполнено работ :

- ремонт проездов к дворовым территориям – 1416,4 м2

- ремонт тротуаров- 1502,7 м2.

         Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет с 2011 года составляет 100%.

    Доля населения, получившего жилые помещения  и улучшившего жилищные условия в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях составляет в 2013 году – 17,5%, и на перспективу данный показатель будет увеличиваться.

 

  VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

Влияние органов местного самоуправления  на уровень и темпы экономического развития муниципального образования заключается, в первую очередь, в создании условий и стимулов для привлечения инвестиций, в поддержке предпринимательской активности, в развитии малого и среднего бизнеса, в формировании необходимой для этого инфраструктуры, создании условий для снижения безработицы и административных барьеров.

          Органы местного самоуправления Сурского района   характеризуются достаточно высокой степенью готовности к реализации социально-экономических преобразований, направленных на развитие экономики и социальной сферы.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов  бюджета муниципального образования (без учета субвенций) в 2012 году – 12,9%, 2013  год- 21,0%, на перспективу планируется повышение  до 35,5% в результате проведения межведомственных мероприятий по увеличению налогового потенциала муниципального образования.

Расходы консолидированного бюджета района на содержание работников органов местного самоуправления в расчёте на одного жителя района: 2012 год- 646 рублей, 2013 год- 918 рублей , этот уровень ниже среднероссийского. 

В соответствии с Федеральным Законом № 83-ФЗ с 2011 года  проводятся мероприятия по совершенствованию  системы  муниципального управления и правового положения муниципальных учреждений.

          Рост показателей расходов на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчёте на одного жителя региона  на перспективу объясняется  повышением цен и тарифов на материальные затраты, упорядочением заработной платы. С введением местного самоуправления на территории области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», увеличилась численность работников органов местного самоуправления и, соответственно, увеличились расходы на их содержание.

       В районе отсутствует просроченная кредиторская задолженность по оплате труда  (включая начисления на оплату труда) муниципальных учреждений.

 

           IX. ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

 

       Администрацией МО «Сурский район» разработана и принята Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Сурский район Ульяновской области на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года».

В 2013 году проведены мероприятия по энергообследованию в 18 бюджетных учреждениях  с выдачей энергетических паспортов.

Для выполнения данных мероприятий из бюджета района израсходовано в 2013 году  442,9 тыс.руб.

Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах   по электрической энергии, природному газу будет уменьшаться с учетом применения энергосберегающих технологий.

Значение показателей по тепловой энергии  в 2013 году составляют соответственно 0,1 Гкал на 1 кв. м. общей площади,  по холодной воде – 20  куб. метров на 1 проживающего.

          Удельная величина потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями  по электрической энергии, тепловой энергии,  холодной воде  будет снижаться в связи с установкой приборов учета.

 

 

 

Глава администрации МО «Сурский район»                    В.А. Малышев

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78