|
Анализ состояния и развития конкурентной среды на товарных рынках муниципального образования «Сурский район» по итогам 2021 года
Внедрение в Ульяновской области Стандарта развития
конкуренции в субъектах Российской Федерации Распоряжением
Губернатора
Ульяновской области «О внедрении в Ульяновской области Стандарта развития
конкуренции» гарантирует единство экономического пространства, свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы
экономической деятельности.
Защита конкуренции
и обеспечение конкурентных рыночных отношений, недопущение монополистической
деятельности являются основой существования и развития рыночной экономики, а
активное содействие развитию конкуренции в муниципальном образовании «Сурский
район», безусловно, является приоритетным направлением деятельности органов
местной власти.
Оценка состояния
конкуренции, как в целом, так и в отдельных отраслях и сферах является важным
инструментом разработки и реализации социально-экономической политики, отражает
основные проблемы и перспективы развития товарных рынков, содержит предложения
по повышению эффективности их функционирования.
Анализ
экономической ситуации осуществляется в рамках исполнения мероприятий и
достижения целевых показателей Дорожной карты по содействию развития
конкуренции на рынках товаров и услуг на территории МО «Сурский район».
Кроме того, в
период с 1 ноября по 1 декабря 2021 г. в МО «Сурский район» проведен мониторинг
состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг. Мониторинг
проводился в форме анкетирования физических и юридических лиц, представителей
бизнесообщества и позволил выявить ключевые факторы, ограничивающие здоровую
конкуренцию на рынка района в 2021году.
Итоги мониторинга состояния и развития
конкурентной среды товарных рынков на территории муниципального образования за
2021 год:
Рынок розничной торговли
лекарственными препаратами:
- 100% доля организаций, частной формы
собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами,
изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.
На территории муниципального
образования розничную торговлю лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями и сопутствующими товарами осуществляют аптечные организации. По
состоянию на 31 декабря 2021г в МО функционируют 3 объекта розничной
торговли лекарственными препаратами , без участия государства и муниципального
образования.
Основными проблемами на данном
товарном рынке являются:
снижение уровня доступности фармацевтической
деятельности для населения из отдалённых сельских поселений МО «Сурский район»
в связи с реструктуризацией аптечной сети;
экономическая неэффективность
розничных продаж лекарственных средств; сконцентрированность размещения
аптечных пунктов в р.п. Сурское.
Административные барьеры входа на рынок отсутствуют.
Условия входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями и сопутствующими товарами ограничены экономическим
барьером, причиной которого является низкий уровень покупательской способности
населения.
Рынок
реализации сельскохозяйственной продукции:
-100% Доля сельскохозяйственных
потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной
продукции.
Сельское хозяйство является основной отраслью экономики
Сурского района. Более 80% всей валовой продукции района приходится на долю
сельскохозяйственного производства. В настоящее время сельское хозяйство района
представляют 16 организаций различных форм собственности, 28 крестьянско-фермерских
хозяйств и 7452 личных подсобных хозяйств.
Территория Сурского района представляет собой большей
частью земли сельскохозяйственного назначения. Земельные и почвенные ресурсы, а
так же благоприятные климатические условия обеспечивают достаточный объём
производства сельскохозяйственной продукции. Субъекты , работающие в данной
отрасли, имеют частную форму собственности и специализируются на производстве
зерна, подсолнечника, кукурузы, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы,
молока, яиц. На рынке сельскохозяйственной продукции присутствуют относительно
мелкие производителей, в результате чего снижаются издержки производства, и,
как следствие, повышается уровень конкурентоспособности за счёт увеличения
объёма производства продукции. Условия входа на рынок услуг не ограничены
барьерами. В сельскохозяйственном производстве нет патентов на технологию, что
также облегчает доступ на рынок. Ввиду того, что в данной отрасли имеется
множество независимых продавцов, и цена устанавливается на среднем уровне,
соответственно рынок сельскохозяйственной продукции является примером рынка
свободной конкуренции.
Основными
рисками для ведения финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных
товаропроизводителей являются:
возможная гибель посевов сельскохозяйственных культур в
результате природно-климатических явлений;
нарастающий диспаритет цен: рост цен на промышленную
продукцию, приобретаемую сельхозтоваропроизводителями, происходит гораздо более
высокими темпами, чем рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
нестабильность закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию;
рост курса доллара США и евро, что приводит к резкому
удорожанию материально-технических ресурсов (запчастей, удобрений, средств
защиты растений, импортных семян);
теневая занятость;
изменение ставки налога на добавленную стоимость с 18
до 20% , влечёт
удорожание всех покупных материальных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей;
снижение уровня платёжеспособности населения,
обусловленного снижением реальных доходов населения, в свою очередь вызванным
ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары, тарифов на
жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, бытовые услуги, транспортные
услуги и т.д.;
снижение уровня платёжеспособности населения, приводит
к уменьшению покупательской способности продуктов;
жёсткие требования банков к выдаче кредитов
сельскохозяйственным товаропроизводителям;
высокие требования крупных сетевых
торговых объектов к условиям поставки продукции;
Рынок племенного животноводства:
-100% доля организаций частной формы
собственности н рынке племенного животноводства.
В настоящее время на территории МО «Сурский район»
осуществляют деятельность 3 хозяйства племенного животноводства по разведению
крупного рогатого скота молочных пород.
Все организации, осуществляющие деятельность в области
племенного животноводства, являются негосударственными (частными).
Основными административными и экономическими барьерами
входа на рынок племенного животноводства являются:
высокие требования Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации для включения сельскохозяйственных
товаропроизводителей в перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в
области племенного животноводства, отнесённых к определённым видам организаций
по племенному животноводству, регистрации племенных стад в государственном
племенном регистре («Основные критерии, предъявляемые к сельскохозяйственным
организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для предоставления субсидий
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на племенное
маточное поголовье сельскохозяйственных животных», утверждённые Минсельхозом
России 20.03.2017);
высокая стоимость племенного поголовья
сельскохозяйственных животных.
Рынок семеноводства:
-100% доля организаций
частной формы собственности на рынке семеноводства.
В МО «Сурский район» осуществляют свою деятельность 3
субъекта частной формы собственности по производству семян зерновых культур в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства.
Основными административными и экономическими барьерами
входа на рынок являются:
необходимость соблюдения требований ФГБУ
«Россельхозцентр» в целях включения в реестр семеноводческих хозяйств
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство
(выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян
растений хозяйствам в рамках системы добровольной сертификации ФГБУ
«Россельхозцентр»;
высокая стоимость первичного семенного материала;
высокие требования к соблюдению
технологий выращивания семенного материала.
Рынок выполнения работ по содержанию и текущему
ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме:
-100% доля организаций частной формы
собственности в сфере выполнения работ по текущему ремонту общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме.
В муниципальном образовании в сфере управления
многоквартирными домами деятельность осуществляют лицензиаты, в том числе
осуществляющие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества
собственников помещений в многоквартирных домах. По состоянию на 01 августа
2019 года в реестре лицензий значатся 2 лицензиата (частной формы
собственности). Проблемой рынка является
отказ управляющих организаций от управления многоквартирными домами при
несоблюдении условий внесения изменений в реестр лицензий в части исключения
многоквартирных домов из реестра и официального расторжения договора
управления, выявленный в ходе осуществления надзорной деятельности. Вид
деятельности «управление многоквартирными домами» является лицензируемым, таким
образом, при соблюдении соискателем лицензии требований, установленных
федеральным законодательством, административные и экономические барьеры на
рынке отсутствуют.
Рынок ритуальных услуг:
- 100% доля организаций частной формы
собственности в сфере ритуальных услуг.
На территории муниципального
образования осуществляют свою деятельность 3 субъекта частной формы
собственности в сфере оказания ритуальных услуг.
Основной проблемой на рынке ритуальных
услуг является: снижение уровня платёжеспособности населения, обусловленного
снижением реальных доходов населения, и, как следствие снижение покупательской
способности;
малая привлекательность рынков в сельских поселениях
муниципального образования с небольшим количеством населения для
рассматриваемого вида деятельности с точки зрения систематического получения
дохода, «теневая занятость».
Рынок легкой
промышленности:
-100% доля организаций частной формы
собственности в сфере легкой промышленности.
В области промышленности, в МО
«Сурский район», работают 6 предприятий частной формы собственности, продукция
которых является неконкурентоспособной, ввиду заполненности рынка дешевой
продукцией из стран Азии, а также большим количеством контрафактной продукции.
Проблемными аспектами рынка легкой
промышленности являются:
Снижение спроса на продукцию, ввиду
низкой конкурентоспособности;
Дефицит финансовых средств на развитие
и модернизацию; Недостаток квалифицированных рабочих.
Рынок обработки древесины и производства изделий из
дерева:
-100%
доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и
производства изделий из дерева.
На
территории МО «Сурский район» в области промышленности работают 10
индивидуальных предпринимателей и 1 предприятие частной формы собственности, 1
предприятие государственной формы собственности. Продукция предприятий
лесопромышленного комплекса МО реализуется на внутреннем рынке, поставки на
экспорт не производятся.
Основная проблема : отсутствие
переработки и сбыта пиломатериалов.
Рынок оказания услуг по ремонту
автотранспортных средств:
-100% доля организаций частной формы
собственности в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств.
На рынке оказания услуг по ремонту
автотранспортных средств в МО осуществляют свою деятельность 2 индивидуальных
предпринимателя. Основной проблематикой рынка оказания услуг по ремонту
автотранспортных средств является «теневая занятость» данного сектора.
Административные и экономические барьеры входа на рынок отсутствуют
Рынок кадастровых и землеустроительных работ:
-доля организаций частной формы
собственности в сфере кадастровых и землеустроительных работ.
На рынке кадастровых и
землеустроительных работ в МО осуществляют свою деятельность 3 индивидуальных
предпринимателя. Основной проблематикой рынка оказания услуг по
землеустроительным работам является: ужесточение мер ответственности за ошибки
при выполнении кадастровых и землеустроительных работ, довольно частые
изменения земельного законодательства; недостаток квалифицированных кадров;
подготовка технической документации, отвечающей требованиям действующего
законодательства;
Отсутствие обязательности граждан в
оформлении прав на недвижимость.
Административные и экономические барьеры входа на рынок
отсутствуют.
Начальник отдела экономического
мониторинга,
инвестиций , развития
предпринимательства, размещения
муниципального
заказа и торговли Т.А.Алёшина
|
Новости
Баннеры
|