С 2020 года в России планируется ввести электронную
трудовую книжку – новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам
документа.
Что такое
«электронная трудовая книжка»?
Электронная трудовая книжка - это
цифровой аналог бумажного документа, в котором будут отражены практически все сведения
о трудовой деятельности гражданина начиная с 2020 года:
- место работы;
- периоды работы;
- должность (специальность, профессия);
- квалификация (разряд, класс, категория,
уровень квалификации);
- даты приема, увольнения, перевода на
другую постоянную работу;
- основания прекращения трудового
договора.
Она будет доступна в личном
кабинете на сайте Пенсионного фонда России и на портале госуслуг.
В чем преимущества электронного
документа?
Он обеспечит:
·
сохранность
информации. Электронный документ не может потеряться или испортиться;
·
контроль за внесенными
данными. Работник будет видеть все записи, сделанные работодателем, и при
обнаружении ошибок или неточностей вправе требовать их исправления;
·
постоянный
доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. В любой момент
документ можно будет просмотреть, сохранить или распечатать;
·
дополнительные
возможности дистанционного трудоустройства. При необходимости сведения цифровой
трудовой книжки можно будет переслать по электронной почте работодателю;
·
снижение
издержек работодателей. Бумажные трудовые книжки приобретаются работодателем, заполняются вручную и хранятся
в сейфах - таким образом, предприятия, особенно с большим штатом сотрудников,
несут существенные расходы на их ведение.
Как оформить
электронную трудовую книжку?
По 31 декабря 2020 года
включительно гражданам необходимо подать заявление работодателю в произвольной
форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении ее
бумажного варианта.
Те, кто подадут заявление о
ведении трудовой книжки в
электронном виде, получат
бумажную трудовую на руки. Сведения об
их трудовой деятельности начиная с 2021 года будут формироваться только в
цифровом формате.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о
трудовой деятельности также в бумажную версию.
Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель
также будет вести бумажную трудовую книжку вместе с цифровой.
У граждан, которые впервые устроились на работу после 31
декабря 2020 года, все сведения о периодах работы изначально
будут вестись только в
электронном виде без оформления
трудовой книжки на бумаге.
Если работник решил сохранить
бумажный вариант своей трудовой, но в последствии передумал, то он может снова подать работодателю письменное заявление, но
уже о ведении только электронной трудовой книжки.
Как сведения о работе
будут попадать в электронную трудовую книжку?
С 1 января 2020 года работодатели
ежемесячно обязаны представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой
деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки
россиян (в случаях приема на работу, перевода на другую работу, увольнения
сотрудника и др.).
Начиная с 1 января 2021 года в
случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны
будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее следующего
рабочего дня.
Как получить
сведения из электронной книжки, если нет регистрации на портале госуслуг?
Помимо портала госуслуг и сайта
Пенсионного фонда получать сведения о трудовой деятельности можно:
- у работодателя по последнему месту
работы в печатном или электронном виде;
- в многофункциональном центре
предоставления государственных и муниципальных услуг в печатном виде;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации
на бумажном носителе или в форме электронного документа.