Как проверить контрагента

В российском законодательстве действует презумпция добросовестности налогоплательщика, закрепленная в ст. 10 (5) ГК РФ и ст. 3 (7) НК РФ. Предполагается также, что «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика» и «…лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения».К сожалению, вряд ли кому-то из нашей аудитории надо объяснять, что на деле все происходит с точностью до наоборот. Опытные бизнесмены хорошо знают, что прежде чем совершить какую - либо хозяйственную операцию, надо позаботиться о том, как ее оправдать. Сделка должна быть не только правильно оформлена документально, но и иметь деловую цель - направлена на получение конкретного результата или прибыли.

Предприниматели часто ошибаются, перенося принцип равноправия из гражданского права на отношения, которые складываются у них с налоговыми органами. Налоговые правоотношения носят властный характер и основаны на подчинении одной из сторон (налогоплательщика) другой - государству. Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено» здесь не работает, поэтому попытки налоговой оптимизации, т.е. законного снижения налоговой нагрузки, тут же могут быть сведены налоговиками к одной из незаконных налоговых схем.

Вместо предполагаемой добросовестности налогоплательщик подозревается во всех мыслимых и немыслимых попытках уклонения от уплаты налогов и в фиктивности сделки. Поневоле вспоминается фраза из американских фильмов, что все, о чем вы скажете, может быть использовано против вас. Но даже на фоне повсеместного подозрительного отношения надзорных органов к бизнесу, понятие недобросовестного контрагента стоит особняком.

Кто является недобросовестным контрагентом?

Недобросовестные контрагенты – это ваши партнеры по сделке, и их можно разделить на две группы:

1.   Покупатели или клиенты. В этом случае ваш риск большей частью заключается в том, что товары или услуги могут быть не оплачены, если вы предоставили их малознакомому партнеру на условиях рассрочки платежа. Кроме того, сами того не зная, вы можете быть втянуты в цепочку нелегальных перепродаж или станете звеном незаконной налоговой схемы.

2.   Поставщики или продавцы. Вот тут как раз понятен интерес налоговой инспекции в том, чтобы не признать у вас расходы, связанные с недобросовестным партнером, ведь чем больше доказанных расходов, тем меньше будет налоговая база, с которой рассчитывают налог.

Откуда исходит обязанность проверки контрагента?

В ситуации с недобросовестным контрагентом на предпринимателя ложится ответственность не за его действие или бездействие, а за деятельность третьего лица. Принцип такой ответственности формировался постепенно, и напрямую он нигде не прописан. Мало того, можно привести две цитаты, которые явно подчеркивают, что бизнесмен не отвечает за деятельность своих партнеров:

1.   Определение КС РФ от 16.10.2003 N 329-О «…налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет»;

2.   Постановление Пленума ВАС № 53 от 12.10.2006 «…сам по себе факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды».

Тем не менее, не только письма Минфина и ФНС, которыми руководствуются проверяющие, но и обширная судебная арбитражная практика говорят об обратном. Сплошь и рядом предпринимателей лишают законной налоговой выгоды на основании их связей с недобросовестными контрагентами. Под налоговой выгодой понимают снижение налоговой нагрузки из-за уменьшения налоговой базы, применения льготной налоговой ставки, получения налогового вычета или права на возмещение налога из бюджета.

Удивительно, но основанием для этого является все то же известное Постановление ВАС № 53, только предъявляют предпринимателю не сам факт ответственности за недобросовестного контрагента, а отсутствие должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера по сделке. Пункт 10 Постановления гласит, что «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».

Под эту формулировку налоговые органы могут подвести любые прегрешения вашего контрагента:

- деятельность без государственной регистрации;

- отсутствие данных контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

- регистрация по подложным или утерянным документам;

- управление дисквалифицированным лицом;

- фиктивный ИНН;

- отсутствие по своему местонахождению или юридическому адресу;

- нарушение сроков сдачи отчетности и перечисления налогов.

Крайним в этой истории можете оказаться именно вы. Если вы не проявили осмотрительность при выборе партнера, и он будет признан недобросовестным контрагентом, то расходы по сделкам с ним не признают при расчете налоговой базы. Трудности могут возникнуть и при возмещении НДС из бюджета.

Конечно, если говорить об индивидуальных предпринимателях, то такой риск существует, прежде всего, для тех, кто работает на УСН «Доходы минус расходы» и на общей системе. Но и всем остальным совсем ни к чему быть замеченным в подозрительных связях, т.к. на основании встречных мероприятий, проводимых по проверке недобросовестного контрагента, можно самому попасть в план выездных проверок. Что называется - лучше не связываться...

Какие меры докажут вашу осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов?

Исходя из сказанного, разумно было бы по каждому своему партнеру, в том числе и покупателю, собрать определенное досье. Как минимум, надо запросить у контрагента копии свидетельств о государственной регистрации и постановки на налоговый учет, учредительных документов, а также выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Получение таких данных у самого будущего партнера уже является обычаем делового оборота, но вы можете провести и самостоятельную проверку:

1.   На сайте ФНС выясняем регистрационные данные контрагента. Ниже по этой странице есть также раздел «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?», желательно пройтись по всем возможным функциям.

2.   В журнале «Вестник государственной регистрации» находим сведения, опубликованные в газете «Коммерсантъ», о несостоятельности и об отмене доверенностей.

3.   На сайте ВАС РФ проверяем, были ли какие-то судебные дела с участием вашего контрагента, и в качестве кого он проходил (особенный интерес могут представлять дела по искам налоговых органов).

4.   Платный сервис СПАРК может предоставить данные о бухгалтерской отчетности, учредительные документы и много другой полезной информации.

5.   Убедиться в том, что подписывать документы будет уполномоченное лицо, для чего надо проверить его паспортные данные, действительность доверенности, приказ о назначении лица директором, если он действует без доверенности.

6.   Контрагент формально может существовать (все данные есть), но не находиться по своему юридическому адресу или вообще нигде не вести свою деятельность. Как вариант, он может существовать и реально, но по другому адресу, так называемому фактическому. В этом случае можно себя обезопасить тем, чтобы сохранить рекламные буклеты контрагента, его письма с почтовым адресом, распечатки с сайта с указанием контактов, но надо знать, что налоговая инспекция очень негативно относится к тому, что адрес фактический и юридический не совпадают.

7.   Можно дополнительно обратиться в ФНС по месту регистрации контрагента с просьбой подтвердить, что он сдает отчетность и уплачивает налоги. Отвечать на этот запрос налоговая инспекция не обязана, но сам факт такого письма будет тоже говорить о вашей предусмотрительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78