Статья в
СМИ
В 2016году, в результате нововведений в
законодательстве, несколько снизилось число плановых проверок. Так , если в
2015 году было 215 проверок, то в 2016году проведено 169 проверок или 79 %.
Основной причиной является введение с 1 января 2016 года Федеральный закон от
13.июля 2015 года №246-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля».
В частности, с 1 января 2016 года по 31
декабря 2018 года Законом №246- ФЗ введены «надзорные каникулы» для субъектов
малого предпринимательства.
Таким образом, на 2017 год отделом не
запланировано ни одной проверки в отношении субъектов малого
предпринимательства, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, крестьянско-фермерские
хозяйства и подавляющее большинство обществ с ограниченной ответственностью Ульяновской
области.
Снижение количества проверок нельзя расценивать
как ослабление деятельности по выявлению и пресечению нарушений в сфере
земельного законодательства. В настоящее время следует говорить о некоторой
переориентации способов осуществления государственного земельного надзора.
Так с 2015 года у государственных инспекторов
по использованию и охране земель появился новый инструмент для повышения
эффективности государственного земельного надзора - административное
обследование объектов земельных отношений.
Главной особенностью административного обследования является то, что его
проведение осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных
отношений (земли, земельных участков или их части) и доступа должностных лиц на
обследуемые объекты.
При этом, административное обследование
может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как
гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Согласование в органах прокуратуры административного обследования,
организуемого в отношении земельного участка юридического лица или
предпринимателя, не требуется.
В случае выявления при проведении
административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных,
указывающих на наличие нарушения законодательства Российской федерации,
принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия
достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении в
соответствии со статьей 28.1 КоАП.
Количество административных обследований в 2016 году составило 39.
Отделом выявлен и привлечен 61 нарушитель
земельного законодательства, на которых наложен штраф на сумму 210 тыс. рублей.
Стоит отметить, что в соответствии со
ст.4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам,
осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, и юридическим лицам, а также их их работникам за впервые совершенное
административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления
государственного контроля(надзора), муниципального контроля, административное
наказание в виде административно штрафа в ряде случаев подлежит замене на
предупреждение.
Важно то, что в соответствии с нормами части 2 ст.3.4 КоАП РФ
предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные
правонарушения, при отсутствии имущественного ущерба.
Стоит еще раз обратить внимание землепользователей, что штрафы за самовольное
занятие земель общего пользования являются значительными:
Для граждан - от 5 000 до 10 000 рублей
(без кадастровой стоимости незаконно занятого земельного участка)
Для юридического
лица и индивидуальных предпринимателей - от 100 000 до 200 000 рублй (без
кадастровой стоимости незаконно занятого земельного участка)
для предпринимателей и юридических лиц -
от 100 000 до 200 000 рублей (при отсутствии кадастровой стоимости незаконно
занятого участка).