СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

С.А. ВАСИЛЬЕВ, С.С. ЗЕНИН

 

 

На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства" <1>. В данном определении необходимо обратить особое внимание на социализацию обучающегося, которая должна проходить на основе сложившихся ценностей и правил не в интересах самого обучающегося, а для других людей, семьи, общества и государства. Безусловно, усвоив и стараясь руководствоваться в жизни привитыми ценностями, обучившийся принесет и себе немало пользы. Тем не менее законодатель четко определяет цель воспитательного процесса - индивид, полезный обществу.

--------------------------------

<1> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. 31 декабря. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

 

К сожалению, далеко не все люди, получив то или иное образование, приносят пользу обществу. Многие, напротив - наносят ему вред, совершая правонарушения, среди которых значительное место занимают противоправные деяния коррупционной направленности. По словам А.Г. Саруханова, коррупция разъела всю систему хозяйственной деятельности в России, благодаря чему очевиден отток капитала, кадровых и иных ресурсов из страны <2>.

--------------------------------

<2> Саруханов А.Г. О противодействии коррупции в России на законодательном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. N 7. С. 143.

 

Существует большое количество причин существования данного явления <3>, одним из которых выступает коррупционное поведение граждан, заключающееся в использовании властных полномочий компетентными должностными лицами в целях своего корыстного обогащения. Люди позволяют себе подобное поведение, потому что оно считается нормальным в данном обществе. Такое восприятие начинает складываться с детства, в том числе в процессе получения человеком образования. Именно на этом этапе важно влиять на формирующееся мировоззрение с учетом воспитания неприязненного отношения каждого к коррупции.

--------------------------------

<3> См.: Паршин И.С. Причины и условия коррупционной преступности // Российский следователь. 2014. N 1. С. 36 - 40.

 

Данная идея находит свое отражение в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", где в качестве первого элемента среди составляющих противодействия коррупции выделяется именно предупреждение коррупции <4>, т.е. стремление к исключению психологической готовности граждан к совершению правонарушений в данной сфере.

--------------------------------

<4> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // СЗ РФ. 2008. 29 декабря. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

 

По нашему мнению, формированию антикоррупционного мировоззрения необходимо уделять особое внимание в среде студентов. Данный тезис объясняется тем, что высшее учебное заведение - это последняя организация, после которой выпускники занимают те или иные места с определенными полномочиями, которые потенциально возможно использовать в корыстных целях.

К сожалению, приходится констатировать, что в условиях сохранения высокого уровня коррупции воспитательный процесс по формированию антикоррупционного мировоззрения студентов реализуется недостаточно хорошо. Практика низкого качества воспитания, в свою очередь, имеет место из-за недостаточного изучения теоретических основ. В рамках данной работы осуществлена попытка исследования способов реализации обозначенного воспитательного процесса.

Основополагающие начала формирования антикоррупционного мировоззрения всех обучающихся, включая студентов, отражены в пп. 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об образовании", который к числу принципов осуществления образовательной деятельности в целом относит "воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования" <5>. По нашему мнению, воплощение в выпускнике этих качеств позволит не допустить совершения им коррупционных деяний, т.к. их воспитание в человеке и означает устоявшееся неприязненное отношение к неправомерному поведению.

--------------------------------

<5> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. 31 декабря. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

 

При этом в пп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об образовании" провозглашается свобода выбора педагогом форм осуществления воспитательного процесса <6>. Безусловно, каждый педагогический работник - это творческая личность, которая с годами вырабатывает свои формы поведения в аудитории, по-своему реализует образовательные стандарты и рабочие программы. Однако как в перечисленных методических документах, так и в деятельности самих педагогов недостаточно внимания уделено формированию антикоррупционного мировоззрения студентов и других обучающихся. Поэтому с учетом свободы творчества педагогов необходимо обращать особое внимание на решение этой проблемы в процессе осуществления образования. Данное требование также закреплено в п. 12 ч. 3 ст. 28 Федерального закона "Об образовании" <7>, в соответствии с которой совершенствование методик воспитания является полномочием образовательной организации.

--------------------------------

<6> Там же.

<7> Там же.

 

Необходимо также упомянуть, что деятельность по воспитанию обучающихся также оплачивается и является составной частью заработной платы педагога на основе ст. 99 Федерального закона "Об образовании" <8>.

--------------------------------

<8> Там же.

 

Нормативное правовое регулирование многообразия реализации способов воспитания по формированию антикоррупционного мировоззрения осуществляется также на уровне субъектов Российской Федерации. Например, в соответствии со ст. 9 Закона Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" помимо поставленных федеральным законодателем задач четко установлена цель такого воспитания - формирование антикоррупционного мировоззрения. Функции по работе с образовательными организациями выполняет исполнительный орган государственной власти города Санкт-Петербурга <9>. На основании п. 3 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 г. N 176 "О Комитете по науке и высшей школе" этим занимается обозначенный орган, который непосредственно подведомственен Правительству Санкт-Петербурга <10>.

--------------------------------

<9> О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. N 674-122 (в ред. от 6 декабря 2010 г.) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2008. 8 декабря. N 39.

<10> О Комитете по науке и высшей школе: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 г. N 176 (в ред. от 19 декабря 2013 г.) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2004. 29 марта. N 13.

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве одного из элементов воспитания используют антикоррупционную пропаганду, которая на основании п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2010 г. N 307 "О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге" определяется как "целенаправленная деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, граждан и организаций, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности" <11>. Необходимо обратить особое внимание на то, что антикоррупционная пропаганда должна иметь в качестве результата воспитание гражданской ответственности <12>. На наш взгляд, качественно подобранные формулировки в правовых документах позволяют наиболее удачно донести до населения и правоприменителя в особенности суть проводимой исполнительными органами государственной власти деятельности. Именно наличие у каждого человека чувства гражданской ответственности перед обществом не позволит совершать противоправные коррупционные деяния.

--------------------------------

<11> О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2010 г. N 307 // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2010. 5 апреля. N 12.

<12> См.: Оленский С.Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения // Юрист. 2011. N 19. С. 43 - 46.

 

Помимо государственных органов и подведомственных им формирований, отдельные некоммерческие организации берут на себя функции антикоррупционного воспитания, применяя различные инновационные технологии. Например, АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" планирует опубликовать большим тиражом азбуку, которая будет представлять собой книгу формата А5 в твердой обложке с яркими иллюстрациями, содержащую тридцать статей об основных "коррупционных" понятиях в алфавитном порядке с яркими красочными иллюстрациями <13>. По нашему мнению, реализовать такую деятельность эффективнее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, т.к. печатные книги пользуются все меньшей популярностью. Хотя если азбуку коррупции распространять бесплатно и в общедоступных местах, то за счет интересных иллюстраций и доступно изложенного текста проект может быть реализован успешно. Безусловно, авторы идеи планируют расширить свою аудиторию и в электронном пространстве. В современных условиях любую информацию необходимо доносить до адресата максимально лаконично, используя яркие цвета или привычные формы. Например, куда более эффективно было бы создать так называемые демотиваторы, которые пользуются большой популярностью в молодежной среде, с иллюстрациями и соответствующим текстом в формате отдельных изображений, распространенных на максимально большом количестве электронных ресурсов. Эта информация дойдет до ее потребителя значительно быстрее.

--------------------------------

<13> Центр "ТИ-Р" запустил кампанию по сбору средств на "антикоррупционную азбуку" // Официальный сайт АНО "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р". URL: http://www.transparency.org.ru/antikorruptcionnoe-obrazovanie/tcentr-ti-r-zapustil-kampaniiu-po-sboru-sredstv-na-antikorruptcionnuiu-azbuku (дата обращения: 15.07.2014).

 

Еще одним способом воспитания антикоррупционного мировоззрения является организация прохождения практики студентов в странах, на территории которых успешно реализован опыт противодействия коррупции <14>. Необходим также поиск положительного зарубежного опыта по организации воспитательного процесса, направленного на формирование антикоррупционного мировоззрения в обществе. При этом подобные заграничные поездки не должны быть безоговорочно нацелены на приобретение навыков, порой просто полезно посмотреть на то, как живут люди в других государствах. Коррупционное поведение по сути своей начинается с того, что человек позволяет себе совершить мелкие незначительные правонарушения (пройти на красный сигнал светофора или выбросить мусор в месте, не предназначенном для этого). Когда определенный психологический барьер преодолен, оказавшись в нужный момент в нужном месте, гораздо легче организовать совершение коррупционного противоправного деяния. Между тем в Скандинавских странах люди в общей своей массе не позволяют себе даже самых безобидных правонарушений. Возможно, поэтому уровень преступности в целом и экономических преступлений в частности там значительно ниже, чем в России.

--------------------------------

<14> Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 190.

 

А.В. Скобелина предлагает еще один способ формирования антикоррупционного мировоззрения у студентов - это создание в вузах специализированных комиссий, которые рассматривали бы факты конфликтов интересов в студенческой жизни <15>. При этом такая комиссия должна формироваться из числа студентов, преподавателей, административного состава вуза и заинтересованных общественных объединений, которые непосредственно взаимодействуют с данной образовательной организацией. Деяния, которые подпадают под юрисдикцию правоохранительных органов, на заседаниях комиссий рассматриваться не должны. В данном случае речь идет о предотвращении угрозы возникновения коррупционных ситуаций. Кроме того, сам факт заслушивания студента в рамках проведения такого мероприятия должен быть очень постыдным, поэтому работа комиссии должна выполнять стимулирующую к правомерному поведению функцию.

--------------------------------

<15> Скобелина А.В. Предупреждение коррупции в ОВД: Курс лекций. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. С. 58.

 

На основании исследования нормативного правового регулирования, методических рекомендаций, практической деятельности и доктринальных разработок необходимо выделить следующий перечень способов реализации воспитательного процесса по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов:

1) формирование в каждом человеке чувства ответственности перед обществом;

2) осуществление антикоррупционной пропаганды <16>, которая может выражаться в:

- издании и распространении красочных брошюр, содержащих материалы, направленные на формирование неприязненного отношения людей к коррупции;

- распространении демотиваторов на ресурсах информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в особенности на ресурсах социальных сетей, и др.

3) организация прохождения практики студентов в странах, имеющих положительный опыт противодействия коррупции;

4) работа антикоррупционных комиссий в высших учебных заведениях и др.

--------------------------------

<16> См.: Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36.

 

По нашему мнению, данный перечень способов не является исчерпывающим и не претендует на то, чтобы идеально отражать возможности осуществления воспитательного процесса по формированию антикоррупционного мировоззрения у студентов. Однако многое из того, что было рассмотрено, либо реализуется с малой степенью интенсивности, либо не реализуется вовсе. Практическое применение способов, которые были рассмотрены в данной статье, позволит положительным образом повлиять на существующую ситуацию, заставить людей посмотреть на коррупцию с другой стороны, побудить созидать на благо общества, а не жить с потребительскими настроениями - только для себя и своих близких.

 

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78