О выявлении зон коррупционного риска и мерах по их устранению, связанных с организацией и проведение муниципальных закупок.

 

 

Управление экономического развития

и размещения муниципальных заказов

 муниципального образования «Сурский район»

 

 

 

 

О выявлении зон коррупционного риска и мерах по их устранению, связанных с организацией и проведение муниципальных закупок.

 


         В современных условиях в экономике России необходимо эффективно осуществлять муниципальные закупки, так как зачастую используются коррупционные схемы в этой системе. Эти коррупционные схемы приводят к большому числу коррупционных рисков. Под коррупционными рисками понимаются риски возникновения явлений, ведущих к возникновению коррупционных ситуаций. Если конкретизировать, то под коррупционными рисками следует понимать вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано несоблюдением обязанностей, установленных для муниципальных служащих.

В системе муниципальных закупок можно выделить следующие виды коррупционных рисков:

- получение взяток сотрудником, принимающим решение о закупке;

- подкуп лиц, принимающих решение о закупке со стороны заказчика;

- предоставление закрытой информации (цены, условия договора) третьим лицам;

- использование материальных ресурсов организации в целях личной выгоды или обогащения.

        Муниципальных заказ очень кoррупционноемкий процесс, и важно проанализировать, где, в каких процедурах и какие риски имеют место или возможны в закупочной деятельности.

Можно выделить несколько видов коррупционных рисков, исходя из этапов самого процесса закупочной деятельности:

- исследовании рынка

- выбор способа размещения заказа

- разработка документации

- рассмотрении заявок

- заключении контракта

- исполнении заказа.

Таким образом, на всех стадиях закупочного цикла возможны проявления коррупции.

        При исследовании рынка риски закупочного цикла, в первую очередь, относятся:

1) необоснованное расширение (ограничение) круга возможных поставщиков;

2) необоснованное расширение (сужение) круга удовлетворяющей потребность продукции;

3) необоснованное расширение (ограничение), упрощение (усложнение) необходимых условий контракта и оговорок относительно их исполнения;

4) необоснованное завышение (занижение) цены объекта закупок.

        Совершенно недооценены существующим законодательством коррупционные риски при выборе способа размещения заказа:

1) необоснованное усложнение (упрощение) процедур определения поставщика;

2) неприемлемые критерии допуска и отбора поставщика;

3) неадекватный выбор способа размещения заказа по срокам, цене, объему, особенностям объекта закупки, конкурентоспособности и специфики рынка поставщиков;

 

         При построении плана-графика закупок коррупционные риски велики при:

1) необоснованном сокращении срока исполнения контракта (сделать за такой срок может только та компания, которая либо имеет информацию о закупке, либо уже наполовину выполнила предлагаемый контракт;

2) размещении заказа в конце года (квартала). В это случае очень велик риск сговора как с благими целями (отдать контракт надежному поставщику, который его доделает уже после подписания акта сдачи-приемки и получения средств), так и с коррупционными (отдать контракт с получением некачественной продукции, когда отсутствие качества незаметно при приемке;

3) необоснованном затягивании или ускорение процесса размещения заказа.

         При разработке документации закупки высоки риски коррупции в случае, если:

1) критерии отбора поставщика, условия и оговорки контракта неприемлемы для большей части поставщиков данного объекта закупки;

2) имеют место неясность, неконкретность и противоречивость условий определения поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки объекта закупки, гарантийных условий. В этом случае комиссия имеет возможность отобрать «нужного» поставщика, играя на неопределенности условий.

        При рассмотрении заявок рисков еще больше, они проявляются в:

1) необоснованной дискриминации в отношении поставщиков при допуске к размещению заказа;

2) необоснованных преференциях поставщикам при допуске к размещению заказа;

3) различном отношении к разным участникам размещения заказа;

4) использовании необъявленных или недопустимых условий допуска к размещению заказа.

        При заключении контракта следует учитывать такие риски, как:

1) затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа;

2) необоснованные изменения условий контракта;

3) затягивание (ускорение) заключения контракта;

4) запрос недопустимых или необъявленных документов и сведений при заключении контракта;

5) необоснованный отказ от заключения контракта.

       Одной из главных задач при оценке коррупционных рисков является определение тех административных процедур, которые могут выступать предметом коррупционных отношений. Важным аспектом является определение самого предмета коррупции, в сущности, за совершение конкретных действий должностным лицом возможно получение выгоды. При определении предмета коррупции необходимо тщательно подходить к вопросу должностных инструкций, исключая коррупциогенные факторы, так, например, не допускать исполнение конкретной обязанности одним должностным лицом. Так же необходимо учесть, что коррупционные схемы, используемые при совершении коррупционных действий достаточно стандартны, поэтому необходимо исследовать данный вопрос для формирования среды по недопущению правонарушений коррупционной направленности.

        Для того, что свести к минимуму коррупционные риски или устранить их необходимо использовать такие методы как:

– установление препятствий затрудняющих реализацию коррупционных схем;

– чёткое регламентирование административных процедур в рамках реализации полномочий по исполнению коррупционно-опасной функции;

 – исключение коррупционных рисков (ставших известными).

        Для недопущения возникновения коррупционных рисков требуется введения четкой регламентации административных процедур, что однозначно выступает в качестве барьера для устранения коррупциогенных факторов, что выражается в следующем:

 – должностное лицо действует в рамках реализации конкретной цели по строго определённому плану;

 – при принятии решений должностное лицо не может действовать, самостоятельно избирая способы достижения конкретно результата;

– снижается количество конфликтных ситуаций и так же рисков возникновения конфликтов интересов, так как вся деятельность осуществляется только в рамках регламента;

– улучшается внешний контроль за процессом принятия решения должностным лицом, что помогает не допустить совершения ошибок на стадии подготовки к основной стадии закупок для муниципальных нужд.

– функции должностных лиц в рамках муниципальных закупок, приобретают единообразие, тем самым обеспечивая доступ к участию большего количества предполагаемых поставщиком и снижая риск возникновения нелегальных схем;

– муниципальные закупки, облекаясь в рамки административных процедур, приобретают гласность и открытость.

         Для снижения коррупционных рисков возможно также использовать следующие меры:

– периодическое перераспределение функций между структурными подразделениями органа муниципальной власти;

– минимизация личного взаимодействия между должностным лицом иными субъектами муниципальных закупок;

– сокращение сроков;

 – усиление ответственности в рамках подачи отчетности должностных лиц.

         В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений и минимизации возникновения коррупционных рисков на регулярной основе необходимо проводить следующий комплекс мероприятий:

1) Необходимо организовать внутренний контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, с закреплением ответственных лиц, осуществляющих внутренний контроль с установленной периодичностью (один раз в месяц, один раз в квартал). Необходимо предусмотреть как плановый контроль, так и внеплановый (например, инициированный жалобой, либо установленным фактом).

2) Учебно-методическая работа, направленная на неприятие коррупционного поведения.

         Таким образом, в целях эффективного противодействия правонарушениям коррупционной направленности в сфере муниципальных закупок важно знать наиболее уязвимые места — коррупционные риски, создающие благодатную почву для их развития. Отслеживание, анализ и оценка коррупционных рисков способствуют своевременному реагированию на существующие коррупционные угрозы и их минимизации, выявлению пробелов в законодательном регулировании противодействия коррупции, определению проблем, возникающих в практике их реализации, а также гарантированному устранению недостатков в организационном, ресурсном, идеологическом обеспечении этой деятельности и, соответственно, выработке мер, адекватных существующим возможностям и потребностям современного гражданского общества и правового государства.


 

 

 

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78