Доклад «Развитие конкуренции на территории МО «Сурский район Ульяновской области» по итогам 2022 г.

 

Развитие конкуренции необходимо для формирования здоровой экономики, способствующее снижению цен,  и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка.

Условия пандемии короновируса 2021г, наложение санкций в условиях  проведения СВО в 2022г, несомненно внесли свои коррективы в развитие конкурентной среды на товарных рынках муниципального образовании. Для достижения целей, установленных Национальным планом развития конкуренции в РФ приняты ряд мер для поддержки предпринимателей. В частности:

- снижена налоговая нагрузка на бизнес;

-упрощены административные требования в части имущественных отношений;

-для предпринимателей упрощены разрешительные процедуры и согласования.

Несомненно, защита конкуренции и обеспечение конкурентных рыночных отношений, недопущение монополистической деятельности, являются основой существования и развития рыночной экономики, а активное содействие развитию конкуренции в муниципальном образовании «Сурский район», безусловно, является приоритетным направлением деятельности органов местной власти

В 2022 г продолжилось внедрение Стандарта развития конкуренции, целью которого является:

-Создание условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики МО.

-Содействие формированию прозрачной системы работы органов местного самоуправления МО в части реализации эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

-Создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.

За последние три года в динамике количества хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства произошел незначительный спад их количества. Так, в 2020 г на территории муниципального образования было зарегистрировано 461 хозяйствующих субъектов, 2021г-388,  2022г.-386.

-    Постановлением главы Администрации муниципального образования «Сурскийрайон» № 332 П-А от 06.09.2019г утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг на территории МО «Сурский район» в период с 2019 по 2022 годы. Данный план разработан в целях повышения эффективности и улучшения конкурентной среды, а также совершенствования реализации антимонопольной политики, повышения эффективности защиты конкуренции в МО «Сурский район».

План мероприятий («дорожная карта») содержит в себе мероприятия по содействию развитию конкуренции на социально значимых рынках МО «Сурский район», а именно:

-      рынок розничной торговли лекарственными препаратами;

-рынок реализации сельскохозяйственной продукции;

-рынок племенного животноводства;

-рынок семеноводства;

-    рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

-рынок ритуальных услуг;

-      рынок легкой промышленности;

-      рынок обработки древесины и производства изделий из дерева;

-      рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств;

-      рынок кадастровых и землеустроительных работ.

По реализации мероприятий «дорожной карты» разработаны и утверждены целевые показатели реализации Стандарта развития конкуренции, в общем количестве 11 показателей.

По итогам 2022 года проведен и согласован на заседании рабочей группы (протокол №7 от 27.12.2022 г) анализ результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления по содействию развитию конкуренции и оценка реализации мероприятий , предусмотренных «дорожной картой» в части достижения целевых индикаторов.

Рынок розничной торговли лекарственными препаратами:

- 100% доля организаций, частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

На территории муниципального образования розничную торговлю лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами осуществляют аптечные организации. По состоянию на 01 декабря  2022 г в МО функционируют 3 объекта розничной торговли лекарственными препаратами , без участия государства и муниципального образования.

Основными проблемами на данном товарном рынке являются:

- снижение уровня доступности фармацевтической деятельности для населения из отдалённых сельских поселений МО «Сурский район» в связи с реструктуризацией аптечной сети;

- сконцентрированность размещения аптечных пунктов в р.п. Сурское.

Административные барьеры входа на рынок отсутствуют. Условия входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами ограничены экономическим барьером, причиной которого является низкий уровень покупательской способности населения.

Рынок реализации сельскохозяйственной продукции:

-100% Доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство является основной отраслью экономики Сурского района. Более 80% всей валовой продукции района приходится на долю сельскохозяйственного производства. В настоящее время сельское хозяйство района представляют 16 организаций различных форм собственности, 25 крестьянско-фермерских хозяйств и 7430 личных подсобных хозяйств.

Территория Сурского района представляет собой большей частью земли сельскохозяйственного назначения. Земельные и почвенные ресурсы, а так же благоприятные климатические условия обеспечивают достаточный объём производства сельскохозяйственной продукции. Субъекты , работающие в данной отрасли, имеют частную форму собственности и специализируются на производстве зерна, подсолнечника, кукурузы, мяса крупного рогатого скота, свиней и птицы, молока, яиц. На рынке сельскохозяйственной продукции присутствуют относительно мелкие производителей, в результате чего снижаются издержки производства, и, как следствие, повышается уровень конкурентоспособности за счёт увеличения объёма производства продукции. Условия входа на рынок услуг не ограничены барьерами. В сельскохозяйственном производстве нет патентов на технологию, что также облегчает доступ на рынок. Ввиду того, что в данной отрасли имеется множество независимых продавцов, и цена устанавливается на среднем уровне, соответственно рынок сельскохозяйственной продукции является примером рынка свободной конкуренции.

Основными рисками для ведения финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей являются:

возможная гибель посевов сельскохозяйственных культур в результате природно-климатических явлений;

нарастающий диспаритет цен: рост цен на промышленную продукцию, приобретаемую сельхозтоваропроизводителями, происходит гораздо более высокими темпами, чем рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

нестабильность закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;

наложение санкций на реализацию сельхозпродукции в условиях проведения СВО;

теневая занятость;

изменение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %, влечёт удорожание всех покупных материальных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей;

снижение уровня платёжеспособности населения, обусловленного снижением реальных доходов населения, в свою очередь вызванным ростом цен на продовольственные и непродовольственные товары, тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги образования, бытовые услуги, транспортные услуги и т.д.;

снижение уровня платёжеспособности населения, приводит к уменьшению покупательской способности продуктов;

жёсткие требования банков к выдаче кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям;

высокие требования крупных сетевых торговых объектов к условиям поставки продукции;

Рынок племенного животноводства:

-100% доля организаций частной формы собственности н рынке племенного животноводства.

В настоящее время на территории МО «Сурский район» осуществляют деятельность 2 хозяйства племенного животноводства по разведению крупного рогатого скота молочных пород.

Все организации, осуществляющие деятельность в области племенного животноводства, являются негосударственными (частными).

Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок племенного животноводства являются:

высокие требования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации для включения сельскохозяйственных товаропроизводителей в перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, отнесённых к определённым видам организаций по племенному животноводству, регистрации племенных стад в государственном племенном регистре («Основные критерии, предъявляемые к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных», утверждённые Минсельхозом России 20.03.2017); высокая стоимость племенного поголовья сельскохозяйственных животных.

Рынок семеноводства:

-100% доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства.

В МО «Сурский район» осуществляют свою деятельность 3 субъекта частной формы собственности по производству семян зерновых культур в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства.

Основными административными и экономическими барьерами входа на рынок являются:

необходимость соблюдения требований ФГБУ «Россельхозцентр» в целях включения в реестр семеноводческих хозяйств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство (выращивание), комплексную доработку (подготовку), фасовку и реализацию семян растений хозяйствам в рамках системы добровольной сертификации ФГБУ «Россельхозцентр»;

высокая стоимость первичного семенного материала;

высокие требования к соблюдению технологий выращивания семенного материала.

Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме:

-100% доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В муниципальном образовании в сфере управления многоквартирными домами деятельность осуществляют лицензиаты, в том числе осуществляющие работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. По состоянию на 01 декабря 2022 года в реестре лицензий значатся 2 лицензиата (частной формы собственности). Проблемой рынка является отказ управляющих организаций от управления многоквартирными домами при несоблюдении условий внесения изменений в реестр лицензий в части исключения многоквартирных домов из реестра и официального расторжения договора управления, выявленный в ходе осуществления надзорной деятельности. Вид деятельности «управление многоквартирными домами» является лицензируемым, таким образом, при соблюдении соискателем лицензии требований, установленных федеральным законодательством, административные и экономические барьеры на рынке отсутствуют.

Рынок ритуальных услуг:

- 100% доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг.

На территории муниципального образования осуществляют свою деятельность 3 субъекта частной формы собственности в сфере оказания ритуальных услуг.

Основной проблемой на рынке ритуальных услуг является:

-           снижение уровня платёжеспособности населения, обусловленного снижением реальных доходов населения, и, как следствие снижение покупательской способности;

-     малая привлекательность рынков в сельских поселениях муниципального образования с небольшим количеством населения для рассматриваемого вида деятельности с точки зрения систематического получения дохода, «теневая занятость».

Рынок легкой промышленности:

-100% доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности.

В области промышленности, в МО «Сурский район», работают 4  субъекта  частной формы собственности, продукция которых является неконкурентоспособной, ввиду заполненности рынка дешевой продукцией из стран Азии, а также большим количеством контрафактной продукции.

Проблемными аспектами рынка легкой промышленности являются:

Снижение спроса на продукцию, ввиду низкой конкурентоспособности;

Дефицит финансовых средств на развитие и модернизацию;

Недостаток квалифицированных рабочих.

Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева:

-100% доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева.

На территории МО «Сурский район» в области промышленности работают 9 индивидуальных предпринимателей и 1 предприятие частной формы собственности. Продукция предприятий лесопромышленного комплекса МО реализуется на внутреннем рынке, поставки на экспорт не производятся.

Основная проблема отсутствие переработки и сбыта пиломатериалов

Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств:

-100%о доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств.

На рынке оказания услуг по ремонту автотранспортных средств в МО осуществляют свою деятельность 2 индивидуальных предпринимателя и 3 самозанятых. Основной проблематикой рынка оказания услуг по ремонту автотранспортных средств является «теневая занятость» данного сектора. Административные и экономические барьеры входа на рынок отсутствуют

Рынок кадастровых и землеустроительных работ:

-доля организаций частной формы собственности в сфере кадастровых и землеустроительных работ.

 На рынке кадастровых и землеустроительных работ в МО осуществляют свою деятельность 3 индивидуальных предпринимателя. Основной проблематикой рынка оказания услуг по землеустроительным работам является: ужесточение мер ответственности за ошибки при выполнении кадастровых и землеустроительных работ, довольно частые изменения земельного законодательства; недостаток квалифицированных кадров; подготовка технической документации, отвечающей требованиям действующего законодательства;

Отсутствие обязательности граждан в оформлении прав на недвижимость.

Административные и экономические барьеры входа на рынок отсутствуют.

 

В части проведения конкурентных процедур за отчётный период Отделом экономического мониторинга, инвестиций, развития предпринимательства, размещения муниципального заказа и торговли на основании технико-экономических заданий муниципальных заказчиков

размещено на сумму 100 049,89 тыс. руб., в том числе:

                                                                                                                              

                                                                                                                                Таблица 1

- путём проведения конкурсов

    общее количество проведенных лотов в конкурсах

шт.

1

    общая сумма провёденных лотов в конкурсах

тыс. руб.

27 754,00

    общая сумма контрактов победителей

тыс. руб.

27 754,00

    эффективность

тыс. руб.

0,00

переходящие процедуры

(объявлены в предыдущих годах на бюджет текущего года)

шт.

0

тыс. руб

0,00

 эффективность по результатам переходящих процедур

тыс. руб.

0,00

- путём проведения электронных аукционов

    общее количество проведённых электронных аукционов

шт.

104

    общая сумма проведённых электронных аукционов

тыс. руб.

72 295,89

    общая сумма контрактов победителей

тыс. руб.

62 276,06

    эффективность

тыс. руб.

8 157,11

переходящие процедуры

(объявлены в предыдущих годах на бюджет текущего года)

шт.

15

тыс. руб.

23 223,87

 

 эффективность по результатам переходящих процедур

тыс. руб.

0,00

- путём проведения запроса котировок

    общее количество проведённых запросов котировок

шт.

0

    общая сумма проведённых запросов котировок

тыс. руб.

0,00

    общая сумма контрактов победителей

тыс. руб.

0,00

    эффективность

тыс. руб.

0

 

 

За отчётный период по результатам проведения конкурсов, электронных аукционов и запросов котировок на средства 2022 года сложилась экономия в размере 8 157,11 тыс. руб.

 

В таблице 2 представлена структура размещения муниципального заказа и торговли за отчетный период:

Показатели

на 01.01.2023

на сумму

Доля

кол-во, процедур

доля

(тыс. руб.)

ВСЕГО

100 049,79

100%

105

100%

- путём проведения конкурсов

27 754,00

27,74

1

0,95

- путём проведения электронных аукционов

72 295,89

72,26

104

99,05

- путём проведения запроса котировок

0,00

0

0

0

Таблица 2

 

Мониторинг муниципальных закупок показал, что по итогам январь-декабрь 2022 года индикатор превысил установленного значения и составил 3,58.

 

В таблице 3 представлены показатели среднего количества участников в разрезе конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок за отчётный период.

 

Таблица 3

№ п/п

Муниципальное

образование

Индикатор

Конкурсы

 

 

Электронные аукционы

 

Котировки

 

1

Сурский район

 

3,58

 

2

 

1,58

0

 

Краткий анализ конкурентных процедур в ежемесячном разрезе:

 

п/п

Процедуры

 

Период

По состоянию на 01.01.2023 года

Конкурсы

Электронные

аукционы

Запросы

котировок

1

2

3

4

5

1

Переходящие процедуры (объявлены в предыдущих годах на бюджет текущего года)

-

15 аукционов

15 заявок

-

2

в январе 2022 года на средства 2022 года

-

-

-

3

в феврале 2022 года на средства 2022 года

1 конкурс

2 заявки

6 аукционов

4 заявки

-

4

в марте 2022 года на средства 2022 года

-

18 аукционов

25 заявок

-

5

в апрель 2022 года на средства 2022 года

-

12 аукционов

26 заявок

-

6

в мае 2022 года на средства 2022 года

 

17 аукционов

19 заявок

 

7

в июне 2022 года на средства 2022 года

-

18 аукционов

38 заявок

-

8

в июле 2022 года на средства 2022 года

-

4 аукциона

19 заявок

-

9

в августе 2022 года на средства 2022 года

-

6 аукционов

7 заявок

-

10

в сентябре 2022 года на средства 2022 года

-

8 аукционов

18 заявок

-

11

в октябре 2022 года на средства 2022 года

 

7 аукционов

9 заявок

 

12

в ноябре 2022 года на средства 2022 года

 

9 аукционов

9 заявок

 

13

в декабре 2022 года на средства 2023 года

 

25 аукционов

40 заявок

 

11

 

Среднее количество участников закупок по процедурам, шт.

 

 

2

 

1,58

 

-

12

Всего среднее количество участников закупок, шт.

 

 

 

3,58

 

Планируемая сумма осуществления закупок на 2022г за истекший период исполнена на 100%.

В рамках реализации мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, услуг и субъектов предпринимательской деятельности будет продолжена реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции и развитию конкурентной среды на территории муниципального образования «Сурский район», а также в целях реализации Национального плана развития конкуренции и Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017г. № 618, разработан и утвержден перечень ключевых показателей развития конкуренции в МО «Сурский район» Ульяновской области в период 2019-2022года, а так же план . мероприятий «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции на территории МО «Сурский район» .

Показателями деятельности малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании является состояние бизнес - среды и региональные разрывы в условиях для ведения бизнеса, сложности доступа к кредитным средствам и многие другие факторы демонстрируют необходимость поиска новых методов оказания государственной поддержки малому бизнесу.

Основным и важнейшим фактором, сдерживающим развитие экономических процессов является также состояние системы тарифного регулирования, оказывающего решающее значение на все сферы деятельности.

Реформирование тарифного законодательства и тарифного регулирования в целом является ключевым ресурсом, способным обеспечить существенное изменение экономической ситуации.

В целях контроля за деятельностью субъектов бизнеса, монополистических тенденций и ценовой политики на социально значимую группу товаров на территории МО «Сурский район» работает инициативная группа по мониторингу цен и тарифов. Результаты мониторинга еженедельно рассматриваются главой Администрации муниципального образования на аппаратных совещаниях.

Глава  администрации МО «Сурский район»                                                    Д.В. Колгин

 

 

исп: Алёшина Татьяна Александровна тел: 2-24-01

    Новости

    Баннеры

    ПОГОДА В СУРСКОМ
     о нас
     о видео госуслуги
     о нас
      МЧС России
     антитерор
    МО Сурский район
     о нас

     о нас
    ГОС услуги
    карта убитых дорог
    ульяновск больница
     запись сурское больница
    почта россии
    Автовокзал
    автовокзал
    автовокзал
    Победа70
    Открытый бюджет
    Президент России
    Правительство России
    Государственная Дума
    ПФО
    Управление Федеральной службы судебных приставов
по Ульяновской области
    Правительство Ульяновской области
    Ульяновское землячество
    Департамент занятости населения
    Торгово-промышленная палата
    Государственные услуги
    Государственные услуги
    Очередь в детские сады
    Оцените качество муниципальных услуг
    Ульяновск Культурная столица
    Торги
    оцените работу местной власти
    работа в россии
    личный кабинет обращений в приемную губера
    Праздники России
    Лига
    Сайт культуры
    указы президента
     нац проекты сурское
     нац проекты 73
     о нас
     о нас
     о нас
    По вопросам необходимо обращаться г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, 39А , телефон для связи 8(8422) 35-62-78